Тема: Сотрудничество учителя и ученика на уроках музыки Учитель музыки Оленин В.В год
Цель: Привитие детям самостоятельных навыков в процессе обучения на уроках музыки
"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других." Б.Асафьев
Учитель должен создать на уроке атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем
На уроках музыки общение - одно из центральных понятий. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.
Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности.
Для осуществления выше указанной цели на уроках музыки можно использовать разнообразные формы подачи учебного материала: игры, музыкальные загадки, тестовые задания и т.д. Далее приводятся примеры таких заданий -
Задание: Распевание на заданную мелодию Каждому ученику выдается карточка со словами распевки и он должен пропеть данный текст на мелодии, исполняемые учителем в постепенно увеличивающемся темпе
Задание: Составление и исполнение гаммы Ученики делятся на группы по два- три человека, им раздаются карточки с отдельными нотами. Каждая группа должна составить заданную гамму и хором пропеть ее под музыку. В дальнейшем задание можно усложнить: гамму составлять и в обратном порядке.
Пример: составить и пропеть гамму до мажор Карточки со словами: До Соль Ре Ля Ми Си Фа До
Задание: Описание музыкального инструмента Ученики разбиваются на группы по два человека. Каждой группе выдаются наборы карточек с ключевыми словами для описания двух-трех музыкальных инструментов и участники, советуясь друг с другом, должны отобрать карточки для описания каждого инструмента, а потом,пользуясь отобранными для каждого инструмента карточками, рассказать об этих инструментах.
Инструмент: балалайка Карточки со словами: «струнный» «народный» «музыкальный» «инструмент» Пример рассказа: балалайка – это народный струнный музыкальный инструмент.
Инструмент: свирель Карточки со словами: «духовой» «народный» «музыкальный» «инструмент» Пример рассказа: свирель – это народный духовой музыкальный инструмент.
Инструмент: гармонь Карточки со словами: «клавишный» «народный» «музыкальный» «инструмент» Пример рассказа: гармонь – это народный клавишный музыкальный инструмент.
Задание: Кто на каком музыкальном инструменте играет Ученики разбиваются на группы по два человека. Каждой группе выдаются шесть-восемь наборов карточек с ключевыми словами и участники должны распределить по парам карточки инструмент - исполнитель.
Карточки со словами: Балалайка Гусляр Гармонь Скрипач Баян Пианист Скрипка Гармонист Пианино Балалаечник Гусли Баянист Должно получиться: Балалайка – балалаечник Гармонь – гармонист Баян – баянист Скрипка – скрипач Пианино – пианист Гусли - гусляр
Задание: Какой музыкальный инструмент звучит Ученики прослушивают последовательно три-четыре музыкальных фрагмента. После каждого фрагмента каждый ученик записывает на своей карточке, какой инструмент он услышал, и в конце прослушивания всех фрагментов зачитывает свои записи. Если какая-то запись неверна, то фрагмент прослушивается снова и инструмент, там звучащий, определяется с помощью остальных учеников под руководством учителя.
Пример: Звучат фрагменты записи а) балалайка; б) свирель; в) баян; г) домра Должно получиться: а) балалайка; б) свирель; в) баян; г) домра Если получилось: а) балалайка б) свирель в) гармонь г) домра то еще раз прослушивается фрагмент в), для правильного ответа в) баян.
Задание: Тест на знание групп музыкальных инструментов. Каждый ученик получает карточку, на которой обозначена группа музыкальных инструментов, один из которых не относится к данной группе. Ученики должны вычеркнуть этот инструмент и определить к какой группе он относится.
Пример: Раздаются следующие карточки - Духовые музыкальные инструменты: свирель, труба, бубен, саксофон, тромбон Клавишные музыкальные инструменты: пианино, аккордеон, гармонь, труба, баян Струнные музыкальные инструменты: балалайка, ложки, гусли, скрипка, гитара Ударные музыкальные инструменты: барабан, трещотка, бубен, домра, ложки
Инструменты, не относящиеся к данным группам: Бубен – ударные музыкальные инструменты Труба – духовые музыкальные инструменты Ложки – ударные музыкальные инструменты Домра – струнные музыкальные инструменты
Задание: Загадки на тему музыкальных инструментов Ох, на нём не сосчитать черно-белых клавиш. А научишься играть – и себя прославишь. (Пианино, рояль, фортепиано) Треугольная доска, а на ней три волоска Волосок тонкий, голосок звонкий (Балалайка) И трехрядка неплоха – есть и кнопки, и меха. И веселые старушки под нее поют частушки. (Гармонь)
Этот струнный инструмент Зазвучит в любой момент И на сцене в лучшем зале, И в походе на привале (Гитара) Вот клавиши, как на рояле, но чтобы они заиграли Чтобы песня была неплоха растягивать надо меха. (Аккордеон) Внутри - пустой, а голос - густой. Сам молчит, а бьют - ворчит. (Барабан) Я стою на трёх ногах, ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль. А зовут меня? (Рояль)
Задание: Создание и исполнение ритмических рисунков Ученики разбиваются на группы по два человека. Один из них придумывает ритмический рисунок и просчитывает его другому ученику, который должен его прохлопать. Затем участники группы меняются ролями. Рисунки могут быть простыми и более сложными.
Пример: Простой ритмический рисунок Первым учеником озвучивается рисунок: раз-два, раз-два-три, раз-два, раз-два-три. Другой ученик должен прохлопать: хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. Затем другой ученик задает свой рисунок: раз-два-три, раз-два, раз-два-три, раз-два. И первый должен прохлопать: хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп
Пример: Сложный ритмический рисунок Первым учеником озвучивается рисунок: раз-два-три-четыре, раз-два-три, раз-два-три. Другой ученик должен прохлопать: хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. Затем другой ученик задает свой рисунок: раз-два-три, раз-два-три, раз-два, раз-два-три И первый должен прохлопать: хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
Все выше названные задания помогают лучшему усвоению изучаемого материала детьми на уроках музыки и являют собой примеры сотрудничества учителя и учеников.
Говоря словами Я. Корчака, пусть обучение движут вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Пусть в сотворчестве учителя и ученика, в диалоге их культур переплавится зафиксированная в содержании образования общечеловеческая культура, а итогом этого сотворчества будет обогащение духовного мира и ученика, и учителя.