Интерес к познанию – надежная основа обучения. Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский.
Цели: Определить роль и место познавательного интереса среди других мотивов учения. Определить взаимосвязь познавательных интересов детей с их индивидуальными особенностями. Определить стимулирующую роль учителя при развитии познавательного интереса у школьников. Создать в школе условия, способствующие развитию познавательных интересов у школьников.
…советы (?) Заставляйте учащихся работать сверх меры, предъявляя завышенные требования; для объяснения своей позиции как можно чаще провозглашайте лозунг: «На «пять» мой предмет знает Господь Бог, на «четыре» я сам (а), ну а про вас и говорить нечего»; Требуйте от учащихся делать то, что они не в состоянии выполнить, и как можно больше; В случае неудачи ребенка подчеркивайте его «никчемность», чтобы прочнее сформировалась привычка опускать руки; Настраивайте ребенка на то, что он никогда не сможет достигнуть успеха, преодолеть препятствия; Формируйте у ребенка ощущение собственной слабости, ничтожности, это удержит его от реализации творческих способностей, затруднит общение со взрослыми и сверстниками;
…советы (?) Высмеивайте страхи ребенка; На уроках и переменах делайте как можно больше замечаний, постоянно увеличивайте количество окриков, одергиваний это поможет вызвать у учащихся и агрессию, и тревогу; Никогда не сдерживайте себя, не задумывайтесь долго над тем, что вы говорите ребенку; не бойтесь выражать свой гнев и презрение в открытую; Самое главное создайте неблагоприятный психологический климат в классе, понижайте самооценку учащихся, отвергайте их достижения.
Познавательный интерес это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников показатель серьёзных недостатков в организации обучения.
1.Больше всего мне нравятся уроки... 7 класс: физическая культура, информатика, английский язык 8 класс: русский язык, литература, математика 9 класс: история, обществознание
2.Я хочу, чтобы на уроке чаще проводили... 7 класс: познавательные игры, конкурсы 8 класс: познавательные игры 9 класс: работу в группах, познавательные игры
3.После уроков … мне хочется больше получить дополнительной информации 7 класс: география, физика, история 8 класс: литература, русский язык, биология, история 9 класс: истории, обществознания
4.Чтобы заинтересовать учащихся на уроке, что необходимо учителю класс 7 класс: интересно рассказывать, больше дополнительной информации давать 8 класс: больше дополнительной информации давать, давать творческие задания, заниматься исследованием 9 класс: интересно рассказывать, мало используется компьютер, мало дополнительной информации, приводить примеры из жизни. Больше проводить работу в группах. 10 класс: рассказывать доступным языком, быть более эмоциональным, проводить познавательные игры, не ставить «2»,использовать интерактивные доски,интересно рассказывать
Чаще всего используются уроки... Урок лекция,мультимедиа- урок, урок консультация, урок контрольная работа, урок зачет, урок- беседа
Установки и действия педагога по формированию познавательного интереса: 1. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; 2. Выбор средств, адекватных цели; 3. Учет возрастных особенностей школьников; 4. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; 5. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; 6. Нестандартная форма проведения уроков; 7. Создание ситуации успеха; 8. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
Установки и действия педагога по формированию познавательного интереса: 9. Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности; 10. Эмоциональная речь учителя; 11. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; 12. Применение поощрения и порицания; 13. Вера учителя в возможности ученика; 14. Формирование адекватной самооценки учащихся; 15. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; 16. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.