Информация Петрова И.А. учитель информатики МОУ лицей 6
Цель работы: Выяснить, что такое информация. Какие виды информации существуют. Узнать свойства информации. Познакомиться с измерением информации.
Содержание: Понятие информации Виды информации Свойства информации Измерение информации Информационные процессы
Понятие информации: Информация - это любые сведения о чем-либо, выражаемые в знаках, сигналах, символах и участвующие в информационном обмене.
По восприятию информация бывает: Визуальная (зрение) Аудиальная (слух) Тактильная (осязание) Вкусовая (вкус) Обонятельная (обоняние)
По форме представления информация бывает: Текстовая Графическая Звуковая Числовая Мультимедийная
Также информацию различают по: Источникам Носителям Областям применения Форме обмена и т. д.
Свойства Информации: 1ОбъективностьСубъективность 2ДостоверностьНедостоверность 3ПолнотаНедостаточность 4АктуальностьНеактуальность 5ПолезностьБесполезность 6ПонятностьНепонятность
Информационные процессы: - это действия, в результате которых выполняется прием, передача (обмен), обработка, хранение и использование информации.
3 подхода к измерению информации: В быту Содержательный подход Алфавитный подход
Измерение информации в быту: В быту нельзя измерить количество полученной информации, т. к. каждый человек только для себя может определить много или мало он получил информации.
Содержательный подход к измерению информации: Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза, несет 1 бит информации. Количество информации i, содержащееся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, определяется из уравнения: 2 i =N. Примеры
Примеры содержательного подхода к измерению информации 1) Бросая монету, вы загадываете, что выпадет: орел или решка? Есть всего 2 варианта возможного результата, и ни один из них не имеет преимущества перед другим (они равновероятны).Таким образом неопределенность знаний о результате N=2. Из уравнения 2 i =N находим, что i=1.
Примеры содержательного подхода к измерению информации 2) Игральный кубик с 6 гранями может с одинаковой вероятностью упасть на любую из них. Неопределенность знаний о результате бросания кубика N=6. Из уравнения 2 i =N находим, что i=2,585.
Примеры содержательного подхода к измерению информации 3) На книжном стеллаже 8 полок. Книга может быть поставлена на любую из них. Неопределенность знаний о местоположении книги N=8. Из уравнения 2 i =N находим, что i=3.
Алфавитный подход к измерению информации: Количество информации в тексте = К*I, где К – количество символов в тексте, i - информационный вес символа, который находится из уравнения 2 i =N, где N –мощность используемого алфавита (полное число символов). Бит - минимальное количество информации. Примеры
Примеры алфавитного подхода к измерению информации: Мощность алфавита из русских букв и до- полнительных символов N = 54. Сколько информации i несет каждый символ находится из уравнения 2 i =N, т.е. i=5,755 бит. На странице умещается 50*60=3000 знаков. Значит объем информации на данной стра- нице равен: 5,755*3000=17265 бит. 1) Пусть на странице текста – 50 строк, в каждой строке – 60 символов.
Примеры алфавитного подхода к измерению информации: Мощность любого компьютерного алфавита N = 256. Сколько информации i несет каждый символ такого алфавита находится из уравнения 2 i =N, т. е. i=8 бит=1 байт. (1Кбайт=1024 байт, 1 Mбайт=1024 Кбайт) На странице умещается 40*60=2400 знаков. Значит объем информации в данной книге равен: 1байт*2400знаков*150стр.= байт. 2) Пусть книга, набранная в компьютерном текстовом редакторе, содержит 150 страниц; на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов.
Выводы о проведенном исследовании: Проведя исследования по теме «Информация» мы изучили свойства и виды информации,как измерить информацию и что такое информация.
Список используемых материалов: И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Базовый курс для 7-9 классов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2003; Информатика класс / под ред. Н. Макаровой, - СПб: «Питер», Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10- го класса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, Ю. Шафрин, Информационные технологии. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2003;