Мониторинг сформированности УУД обучающихся начальной школы в свете новых подходов к организации контрольно – оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования Межмуниципальный семинар 29 ноября 2012 год 1
Современные технологии оценивания учебных достижений обучающихся Ковязина С. В. заместитель директора по УВР, МОУ гимнази 1 г. Балашов 2
ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
4 «А кто проверял вашу технологию и разрешал ее использовать?» РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: из Заключения от 18 ноября 2005 года (пункт 10). «Разработана технология оценивания учебных успехов на разных этапах образовательного процесса…» ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2008 году присудило государственную премию авторскому коллективу «Школы 2100» за разработку новой образовательной системы (как составляющий элемент экспертировалась и технология оценивания учебных успехов)
5 ЧТО? Всё! Но отметка – за решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблице требований по умениям КОГДА? Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГОВЫЕ? Среднеарифм. за учебный модуль 7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ мини макс
6 Правило 1. Что оцениваем? ОЦЕНКА И ОТМЕТКА «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний» Оценка – словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка – фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Первое правило разводит два понятия и ориентирует на новый результат:
7 Самое главное правило – 2. «Кто оценивает? Оно напрямую развивает важнейшее организационное умение самооценки Правило 2. САМООЦЕНКА «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку».
8 Правило 3. ЧИСЛО ОТМЕТОК «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка» ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы). ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые, если необходимо выставить в журнал одну отметку, усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику. Третье правило определяет сколько отметок мы ставим на уроке
Правило 4: Где оценивать? в таблицах образовательных результатах «Портфеле достижений» 9
10 Использование ТАБЛИЦЫ ТРЕБОВАНИЙ: без изменения заполнения официального журнала 1 шаг. В таблицу требований (в своих рабочих материалах) учитель выставляет все необходимые ему отметки (за текущие ответы, за проверочные работы и т.д.) в той шкале отметок, которую он выбрал 2 шаг. В традиционный журнал учитель переносит отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы). Отметки выставляются в той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, 5-балльная)
11 Использование ТАБЛИЦЫ ТРЕБОВАНИЙ: с изменением заполнения оф. журнала На педагогическом совете школы документально (письменно) фиксируется решение о том, что: «Учитель ______, в классах использует технологию оценивания учебных успехов, одобренную Российской академией образования (пункт 10. Заключения РАО о работе Образовательной системы «Школа 2100»). В соответствии с данной технологией в официальный журнал класса выставляются только итоговые отметки за четверть. Текущие отметки выставляются в таблицы требований – в рабочий блокнот учителя (и дневники школьников). Данное решение принимается также на основании: пункта 3-го статьи 15-й Закона «Об образовании» Российской Федерации: «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся».
12 Правило 5: Отказ от отметки и право пересдачи За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
13 Использование правила «ПЕРЕСДАЧА» 1 шаг. Заранее оговорить с учениками порядок реализации их права на пересдачу контрольной работы: когда и как это может сделать учитель (этап одного из следующих уроков, урок- пересдач в конце четверти, после уроков) 2 шаг. На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их работы со своими отметками 3 шаг. Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, но обязательно без указания тех учеников, которые их совершили 4 шаг. Ученики просматривают свои работы. Могут аргументированно оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки). Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки) 5 шаг. Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с каким-либо заданием (кружок без отметки) – должны это пересдать!». Учитель спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает принятые сроки и порядок пересдачи
14 Правило 6:Критерии оценивания Оценка и отметка определяются по УРОВНЯМ УСПЕШНОСТИ Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие госстандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо», но не «отлично» Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично» Максимальный уровень (необязательный) – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам – сверх школьных требований, «превосходно»
15 Итоговые оценки и отметки рекомендуется определять не за отрезок учебного года (число уроков четверти, триместра), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот период. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня обученности. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи. Правило 7. Итоговые оценка и отметка
Мониторинг сформированности УУД обучающихся начальной школы в свете новых подходов к организации контрольно – оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования Межмуниципальный семинар 29 ноября 2012 год 16
Удалось ли организатором семинара достигнуть поставленной цели? Что у Вас вызвало интерес ? О чем хотелось бы еще спросить (поговорить)? Что хотелось бы сказать? Что пожелали бы для улучшения дальнейшей работы и сотруднчества? 17