1 Современные направления развития образования На примере Образовательной системы «Школа 2100»
2 КАК ИЗМЕНИТЬ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? ВЧЕРА: Советская традиционная система образования – очень хорошая! +…, +…, + … СЕГОДНЯ: - Кризис 1990-х - Заказ родителей - PISA
3 Как изменить российское образование? ВЕРСИИ Создать полностью НОВУЮ систему Сохранить в основе СТАРУЮ систему НОВОЕ+СТАРОЕ «Наша задача – взять все лучше, что накоплено в отечественной развивающей педагогике и научиться это применять в массовой школе» академик А.А.Леонтьев, основоположник Образовательной системы «Школа 2100»
4 На какие вопросы должна дать ответ каждая образовательная система? Чему учить? (Содержание) Как учить? (Технологии) Зачем учить? (Цель)
5 Что такое «Школа 2100»? Взгляд со стороны Из заключения Российской академии образования ( ) «… авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, от дошкольной подготовки до окончания школы»
6 Место «Школы 2100» в образовательном пространстве России ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ, сохранившие приоритетную установку на передачу знаний и репродуктивные формы их отработки Традиционные КОМПЛЕКТЫ и отдельные предметные линии или УЧЕБНИКИ РАЗВИВАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ, имеющие приоритетную установку на развитие личности и активные продуктивные формы работы 1.Давыдовская СИСТЕМА 2.Занковская СИСТЕМА 3.СИСТЕМА «Школа 2100» Переход УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ, использующие элементы развивающего обучения Новые КОМПЛЕКТЫ, проходящие апробацию и утверждение
7 Новая цель образования в трактовке «Школы 2100» Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей Определение из программы «Школа 2100»: «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.» «Человек, способный решать самые разные возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!»
8 Как красивую цель сделать реально достижимой? Функционально грамотная личность Общеучебные умения (компетенции) Цели изучения предметов – предметные линии развития личности Учебные задания, развивающие предметные умения организационные интеллектуальные оценочные коммуникативные Задания, которые мы учим выполнять, приближают конечную цель - выращивают функционально грамотную личность!
9 Продуктивные задания - первое отличие развивающих учебников «Школы 2100» Традиционные задания Задания в учебниках «Школы 2100» Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.) Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету? С чем на ваш взгляд это связано? (Биология, 7 кл.) Перечислите основные особенности мускулатуры птиц. Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3- му склонению Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? (Рус.язык, 4 кл.)
10 Новая цель требует нового подхода к содержанию! Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Развитие умения работать с информацией Учебный материал: Принцип МИНИМАКСА в работе с содержанием учебников учит находить главное и интересное Должен узнать Может узнать МИНИ МАКС Требования госстандарта и авторской программы
11 Пример нового оформления. Математика 2 кл. Проблемная ситуация Проблемный вопрос Вывод по проблеме Поиск решения
12 Пример нового оформления. Русский язык. 2 кл. Проблемная ситуация Проблемный вопрос Задания на познавательные УУД Поиск решения
13 Отбор содержания по принципу МИНИМАКСА – второе отличие учебников «Школы 2100» Традиционный учебникУчебник «Школы 2100» В текстах учебников, помимо обязательного минимума, представлена избыточная информация, способная заинтересовать разные группы учащихся. Широкий перечень заданий с возможностью выбора их характера и уровня сложности. Тексты и задания разделены на обязательные для всех и «для любознательных», «повышенной сложности» ПРЕДОСТЕРЕГАЕМ ОТ ОШИБКИ!!! Не всё, что есть в учебнике, нужно прочитать, запомнить или выполнить! Необходимо научиться выбирать главное и интересное!
14 Формирование типа правильной читательской деятельности – одна из ведущих технологий в «Школе 2100» процесс обучениячтению естественному процессучтения Комфортно, когда на уроке процесс обучения чтению реально приближен к естественному процессу чтения просебя Обучение чтению не только вслух, но и про себя Присвоениеприемов самостоятельногоосвоениятекста Присвоение системы приемов самостоятельного освоения текста (дома читаешь так же, как в классе) втойжесистемевкоторойучим Проверка умений и навыков чтения в той же системе, в которой учим Переносумений Перенос умений (работа с учебно- научными текстами на уроках по разным предметам)
15 3) После чтения текста – рефлексивное чтение. Результат: понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение. Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – ознакомительное чтение – просмотровое чтение. Результат: включение механизма антиципации
16 Почему нельзя достичь новых результатов с прежними учебниками? цель методика текст Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания. Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Традиционный учебник Развивающий учебник Развитие умений по применению знаний Дать возможность для самостоятельного открытия нового знания учениками Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки.
Новые цели – через чтение научить общению, развить эмоции, приобщить к отечественному и мировому культурному наследию, сформировать интерес к чтению. Первыми осуществили обновление содержание литературного образования, которое теперь отражено в государственных стандартах (читать то, что интересно в данном возрасте!) Технология формирования типа правильной читательской деятельности учит общаться с автором через текст, вычитывать смыслы и определять свое отношение к прочитанному. Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН БУНЕЕВ Рустэм Николаевич, доцент БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна. Классы:
Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН БУНЕЕВ Рустэм Николаевич, доцент БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна. Впервые одним авторским коллективом создан непрерывный курс русского языка на основе единых линий развития Основная цель – обучение правильному использованию родного языка для продуктивного общения, развитие функциональной грамотности средствами предмета Классы:
19 Руководитель авторского коллектива: Доктор пед. наук, проф., ЛАДЫЖЕНСКАЯ Таиса Алексеевна. Впервые создан непрерывный курс риторики: специальная система обучения эффективному и результативному общению. Программа школьной риторики включает: речеведческие понятия (виды общения, качества речи, речевые жанры и т.д.); инструментальные знания о способах коммуникативной деятельности; нравственно-риторические идеи. Классы:
Авторский коллектив учебников «Моя Математика»: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П., Рубин А.Г. и др. Органично соединены два направления: тренировка вычислительных навыков и обеспечение развития математического мышления. Одна из главных целей – научить использовать математику для решения жизненно-практических задач, которые возникают у учеников в повседневной жизни. Новое в содержании: 1) Обучение решению нестандартных и занимательных задач (прямо в учебнике); 2) Элементы стохастики (комбинаторика, вероятность, статистика) Классы:
Руководитель авторского коллектива -доцент ВАХРУШЕВ Александр Александрович Впервые реализована новая цель – научить объяснять мир через создание его целостной картины, систематизируя как непосредственный так и «телевизионный» опыт ребенка Научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?» Научить этике общения с окружающим миром (экологическое мышление) Классы: Классы: 5. Классы:
Руководитель авторского коллектива – кандидат ист. наук ДАНИЛОВ Дмитрий Даимович Вместо заучивания большого набора фактов – формирование целостной картины общества и истории, развитие исторического мышления – умения самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо готового набора авторских оценок и трактовок – развитие у каждого умения самостоятельно определять лично свое отношение к событиям, затрагивающим тебя, страну и весь мир. Классы: /6. 7/7. 8/8. 9/9.
Руководитель авторского коллектива - ГОРЯЧЕВ Александр Владимирович Классы: ) «Информатика в играх и задачах» (бескомпьютерная) 1-4 класс 2) Учебники «Информатика и ИКТ» («Мой инструмент – компьютер», 3- 4 класс) в рамках образовательной области ТЕХНОЛОГИЯ 3) Справочники-практикумы для учащихся
24 Доцент КУРЕВИНА Ольга Александровна Доцент ЛУТЦЕВА Елена Андреевна Классы:
25 Комплект учебников «Школа 2100» Единый авторский коллектив – совет координаторов направлений Интеграция предметов через: - цели (каждый предмет работает и на общеучебные умения ) - методику (единая структура уроков) и содержание - интегрированные пособия («Летние тетради», дневники) Преемственность - неразрывность цепи учебных задач при переходе от одной образовательной ступени к другой
26 Единые авторские коллективы создают учебники для всех ступеней Дошкольное образование Начальная школа Основная школа Старшая школа 41 31/153 30/73 2 Учебников в Федеральном перечне Всего учебни- ков и пособий
27 Результаты обучения по «Школе 2100» Исследование специалистов Психологического института РАО И.М.Улановской и Е.Г.Юдиной ( гг.) Классы, где реализуются идеи «Школы 2100»: «Развивающая среда»: 1. Развитие теоретического мышления и превышение своих базовых интеллектуальных возможностей 2. Благоприятные отношения внутри класса, высокая мотивированность 3. Ученики ощущают себя более успешными (каждый в своем), нормальный уровень тревожности Традиционные классы: «Тренинговая» модель: подтягивание слабых без развития сильных или «занижающая» модель (ориентация на низкий уровень) Сложные отношения внутри класса, невысокая мотивированность. Заниженная самооценка, повышенная тревожность.
28 Условия успешного внедрения «Школы 2100» Сознательный выбор учителя (внутренняя готовность и потребность) Постепенное осмысление и использование идей «Школы 2100» (самоподготовка, курсы – все, что способствует развитию учителя) МИНИ МАКС Школьная программа внедрения (воля администрации, объединение учителей начальной и средней школы, повышение квалификации, отслеживание результатов) Создание единой развивающей образовательной среды школы (взаимодействие администрации – учителей – учеников – родителей)
29 Наш опыт предлагают использовать: Из заключения Российской академии образования «… рекомендовала кафедрам педагогики и частных методик педагогических вузов, региональным институтам повышения квалификации кадров и региональным управлениям образования активно использовать успешный опыт Образовательной системы «Школа 2100» в решении задач модернизации российского образования»
30 Как с нами связаться, если вы заинтересовались? Издательство «БАЛАСC» (заказы на учебники, журнал «Начальная школа + До и После») Тел. 8 – 495 – Эл.почта УМЦ «Школа 2100» (курсы, консультации, выезды в регионы) Тел. 8 – 495 – Сайт: