Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. Н.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах» Учитель начальных классов МОУ СОШ 2 п. Чернышевск Л.И. Ягодко.
Advertisements

Проблемное обучение Модель организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную.
Инновационные технологии в дошкольном образовании.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак "Мышление начинается.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
Трофимова Елена Вячеславовна Учитель начальных классов СКО, г.Тайынша ГУ «СШ 2»
Проблемное обучение как форма работы с одаренными учащимися.
Технологическая схема цикла проблемного обучения..
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается в поиск решения новых для него проблем.
Буханова Людмила Васильевна, Учитель ИЗО МБОУ СОШ 4 г. Краснознаменска.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
Инновационные технологии в дошкольном образовании г. Серпухов, 2011 Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила:Атмурзаева З.М..,Муз. руководитель.
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
Низкая мотивация обучения; Низкая мотивация обучения; Реализация индивидуально- дифференцированного подхода; Реализация индивидуально- дифференцированного.
Транксрипт:

Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. Н.Г. Чернышевский. Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом. Как если бы от этого зависела ваша жизнь. Л. Кьюби.

Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание. Концепция модернизации Российского образования.

Универсальные учебные действия (УУД). Личностные Метапредметные регулятивные коммуникативные познавательные

1.Исследовательский метод в педагогике Джона Дьюи. 2. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным. 3.В школьном обучении этими вопросами занимались такие дидакты, как М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. 4.Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки. История проблемного обучения

Что такое технология проблемного обучения?

Технология - это системная совокупность приёмов и средств обучения и определённый порядок их применения.

Проблемное обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает: * создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций * организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Причины возникновения теории проблемного обучения: 1. Потребности самого учебного процесса (обучение - бинарный, двусторонний процесс). 2. Социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой и саморазвивающейся личности.

Мотивы Традиционное обучение Проблемное обучение Непосредственное побуждение (учитель интересно рассказывает, показывает и т.д.) Интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от преодоления сложностей и найденных догадок

Качество проблемного обучения на 15-18% выше, чем в традиционном обучении. Создание проблемных ситуаций является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию продуктивного мышления учащихся, их творческих способностей.

Цели проблемного обучения: «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Рене Декарт Цель учителя: заинтересовать увлечь, научить размышлять.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деят ельности учеников.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций: - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций (например: учителя, научного работника. конструктора); - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог); - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские); - формулирует проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление « психологической инерции»

Формы решения проблемных ситуаций: дискуссия; научный спор; проблемная лекция; проблемные задачи и задания; задачи исследовательского характера; документы, тексты, материалы с проблемной направленностью

Методы проблемного обучения: различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при разрешении учебных проблем: проблемное изложение знаний; изложение с проблемным началом; частично-поисковый или эвристический метод; исследовательский метод.

Система проблемных ситуаций По интересности (мотивации)содержания Новое содержание Необычность взгляда на старое Связь с жизнью Связь с практической деятельностью учащихся Связь с современностью Связь с историей Связь с будущим

По методическим особенностям - Непреднамеренные - Целевые - Проблемное изложение - Эвристическая беседа - Проблемные демонстрации - Исследовательские лабораторные работы - Проблемный фронтальный эксперимент - Мыслительный проблемный эксперимент - Проблемное решение задач - Проблемные задания - Игровые проблемные ситуации

По типу действий, требующихся для решения Выбора Сравнения, сопоставления Устранение рассогласованности Эксперимента, пробы Творческого подхода Принятия решения Установления связи Изменения взгляда на вещи Поиска, исследования

Эффективность проблемного обучения на практике.

Граница от 2 до 3 – высокий уровень УУД. Граница от 1 до 2 – средний уровень. Граница от 0 до 1 – низкий уровень. Синий цвет – начало 1 класса. Красный цвет – окончание 1 класса. Зелёный цвет – 2 класс.. Оценка личностных и метапредметных результатов Архипова Данила Предметные резултаты 0-2 – низкий уровень 2-3 – средний уровень 3-4 выше среднего уровень 4-5 – высокий уровень.

Оценка личностных и метапредметных результатов Гилёвой Насти. Граница от 2 до 3 – высокий уровень УУД. Граница от 1 до 2 – средний уровень УУД. Граница от 0 до 1 – низкий уровень УУД. Синий цвет – начало 1 класса. Красный цвет – окончание 1 класса. Зелёный цвет – 2 класс. Предметные результаты. 0-2 – низкий уровень 2-3 – средний уровень 3-4 выше среднего уровень 4-5 – высокий уровень.

Оценка личностных и метапредметных результатов Фефилова Дениса. Граница от 2 до 3 – высокий уровень УУД. Граница от 1 до 2 – средний уровень УУД. Граница от 0 до 1 – низкий уровень УУД. Синий цвет – начало 1 класса. Красный цвет – окончание 1 класса. Зелёный цвет – 2 класс. Предметные результаты. 0-2 – низкий уровень 2-3 – средний уровень 3-4 выше среднего уровень 4-5 – высокий уровень.

Количество учащихся способных решать текстовые задачи повышенной сложности.

Литература. 1. Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, с. 2. Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. - М.: Баласс, – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100») 3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО – 336с. (Педагогика. Психология. Управление). 4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Фельдштейна Д. И. – М.: Баласс, – 400с.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !