«Создание комфортного психологического климата на уроке как фактора, влияющего на результаты обучения школьника» МОУ Школа 37 г. о. Самара Попова Любовь Николаевна 2010 год
МОУ Школа 37 – городская площадка по здоровьесбережению проблема создания условий сохранения психологического здоровья школьников; проблема создания условий сохранения психологического здоровья школьников; создание школьной программы «Здоровье»; создание школьной программы «Здоровье»; формирование временной группы специалистов школы формирование временной группы специалистов школы
Школьная программа «Здоровье» и ее этапы диагностика состояния здоровья и оздоровительной работы; диагностика состояния здоровья и оздоровительной работы; формирование здорового образа жизни; формирование здорового образа жизни; консультативная работа по созданию условий для сохранения здоровья субъектов образовательного процесса; консультативная работа по созданию условий для сохранения здоровья субъектов образовательного процесса; валеологизация учебно – воспитательного процесса в целом валеологизация учебно – воспитательного процесса в целом
Программа Образовательной системы «Школа 2100» технология проблемно – диалогического обучения, рассчитанная на обеспечение самостоятельного и творческого усвоения программного материала посредством диалога учеников с учителем, (предложенная Мельниковой Е. Л) технология проблемно – диалогического обучения, рассчитанная на обеспечение самостоятельного и творческого усвоения программного материала посредством диалога учеников с учителем, (предложенная Мельниковой Е. Л)
Мой педагогический эксперимент Гипотеза - сохранить здоровье ребёнка, выработать навыки адекватного поведения и успешной деятельности, поддержать положительный эмоциональный фон, сформировать устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе у учащихся возможно, если создать особый комфортный психологический климат, включающий внутреннее пространство урока, система его условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включённости в учебную деятельность, успешной самореализации.
Источники психологического комфорта организационно – коммуникативные условия внутриклассного климата, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов; организационно – коммуникативные условия внутриклассного климата, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов; взаимопонимание и сотрудничество создаются атмосферой доброжелательности, где учитель и учащиеся стараются обращаться друг с другом спокойно, не повышая тона, где нормой является взаимное уважение и на уроке и во внеурочное время; взаимопонимание и сотрудничество создаются атмосферой доброжелательности, где учитель и учащиеся стараются обращаться друг с другом спокойно, не повышая тона, где нормой является взаимное уважение и на уроке и во внеурочное время; отношения учителя и учеников характеризуется такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты отношения учителя и учеников характеризуется такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты
Задачи, обеспечивающие становление личности ребёнка оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека; оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека; пробуждение интереса ребёнка к другим людям и к самому себе; пробуждение интереса ребёнка к другим людям и к самому себе; развитие интеллектуальной сферы развитие интеллектуальной сферы развитие самосознания развитие самосознания раскрытие сущности личностной направленности раскрытие сущности личностной направленности развитие эмоциональной сферы развитие эмоциональной сферы понимание чувств, настроений, переживаний других людей понимание чувств, настроений, переживаний других людей
Этапы работы Начальный этап заключается в сборе предварительных данных об учащихся: пакет диагностик, мониторинг, дневник здоровья и другие обследования с соответствующим анализом полученного конкретного материала. (Например, родители ведут записи (утром и вечером в одно и то же время) в специальном дневнике здоровья по факторам: самочувствие, боль, настроение, сон, аппетит, работоспособность). Начальный этап заключается в сборе предварительных данных об учащихся: пакет диагностик, мониторинг, дневник здоровья и другие обследования с соответствующим анализом полученного конкретного материала. (Например, родители ведут записи (утром и вечером в одно и то же время) в специальном дневнике здоровья по факторам: самочувствие, боль, настроение, сон, аппетит, работоспособность).
Этапы работы Основная работа по программному материалу с составлением психолого – педагогических карт исследования учебной деятельности; необходимо правильно организовывать место и время учебной деятельности, применять здоровьесберегающие технологии, соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителя и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся Основная работа по программному материалу с составлением психолого – педагогических карт исследования учебной деятельности; необходимо правильно организовывать место и время учебной деятельности, применять здоровьесберегающие технологии, соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителя и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся
Этапы работы Самый важный в педагогическом эксперименте: обработка, анализ результатов работы учителя, детей и их родителей с подведением итогов (% успеваемости, сохранности здоровья и т. д.), с дальнейшим определением задач, определением перспективы в данной проблеме, взятой на исследование Самый важный в педагогическом эксперименте: обработка, анализ результатов работы учителя, детей и их родителей с подведением итогов (% успеваемости, сохранности здоровья и т. д.), с дальнейшим определением задач, определением перспективы в данной проблеме, взятой на исследование
Ожидаемые результаты мотивация обучающихся на ЗОЖ: сохранение и укрепление здоровья (сокращение простудных заболеваний, уменьшение числа пропусков по болезни) при стабильных результатах обучения; мотивация обучающихся на ЗОЖ: сохранение и укрепление здоровья (сокращение простудных заболеваний, уменьшение числа пропусков по болезни) при стабильных результатах обучения; сформированность общеучебных умений и навыков (чтения, письма, методов познания окружающего мира, пользование разными средствами информации, организация деятельности и др.) сформированность общеучебных умений и навыков (чтения, письма, методов познания окружающего мира, пользование разными средствами информации, организация деятельности и др.)
«Листок здоровья» Год Группа здоровья IIIIII 2006г. 10 чел. 2 чел г. 7 чел. 13 чел. 2 чел. На первом-втором ранговых местах находятся хронические заболевания нарушения зрения средней и высоких степеней (10 чел.), ЛОР-органов, заболевания опорно-двигательного аппарата и психические расстройства.
Факторы тревожности страх самовыражения; страх самовыражения; низкая физиологическая сопротивляемость; низкая физиологическая сопротивляемость; страх несоответствия ожиданиям окружающих страх несоответствия ожиданиям окружающих
Школьная мотивация отличительной особенностью эмоционального состояния младших школьников является их явный интерес к учёбе (52 % детей проявили высокий уровень познавательной мотивации и 48 % - средний) в сочетании со спокойным, ровным отношением к учению и низким уровнем негативных эмоций на уроке. отличительной особенностью эмоционального состояния младших школьников является их явный интерес к учёбе (52 % детей проявили высокий уровень познавательной мотивации и 48 % - средний) в сочетании со спокойным, ровным отношением к учению и низким уровнем негативных эмоций на уроке. Детей, отрицательно относящихся к учению, не оказалось.
Выводы Создав определённые условия психологического комфорта на уроке, мы сохраняем здоровье ученика; Создав определённые условия психологического комфорта на уроке, мы сохраняем здоровье ученика; Применив технологию проблемно – диалогического обучения (обучение как речевая деятельность), мы получаем заметное продвижение детей в развитии, даём более качественное образование, что является основной целью в педагогической работе каждого современного учителя. Применив технологию проблемно – диалогического обучения (обучение как речевая деятельность), мы получаем заметное продвижение детей в развитии, даём более качественное образование, что является основной целью в педагогической работе каждого современного учителя.