С первых уроков II раздела «Учим буквы – учимся читать» учебника «Азбука»(авторы Р, Н. Бунеев, Е, В, Бунеева, О, В, Пронина) начинаем выполнять звукобуквенный анализ слов. На первом уроке изучаются буквы г, п, т, р, и.Буква и – непростая буква. На ней сидит желтая бабочка. Она ждет, когда перед буквой и встанет буква, обозначающая согласный звук, сразу перелетает на него и смягчает. Бабочка летает только вперед, назад не летает. О классификации букв и звуков русского языка описано в журнале «Начальная школа плюс ДО и После» г. Вместе с детьми составили алгоритм выполнения звуко-буквенного анализа слов. Звуко-буквенный анализ слова гири. 1. Слово делим на слоги: г и р и 2. В первом слоге находим гласную букву, на букве и сидит бабочка. Она перелетает на букву г и смягчает её : г и. 3. Во втором слоге проходит такая же работа. 4. Затем разбираем звуки по звонкости и глухости: «одеваем» на них шапочки. Работа выглядит так: г и р и 5. В этом слове 4 буквы, 4 звука. Звукобуквенный анализ слова в первом классе.
Для сравнения возьмем слово тир. На букве и «сидит» бабочка, смягчает букву т, но назад не летает. Поэтому звук р остается твердым. т и р Звукобуквенный анализ слова рапира: 1.Делим слово на слоги: р а п и р а 1.Находим ударение: р а п и р а 2.Первый слог – ра, гласная буква - а, смягчения нет, значит звук р – твердый. Обозначаем его синим цветом. 3.Второй слог – пи. Гласный звук и, он служит для обозначения мягкости звука п: на ней сидит бабочка. «Увидела» бабочка букву п, обозначающую согласный звук и перелетела на нее. Звук [п] – мягкий, обозначаем зеленым цветом. 4.Третий слог – как первый. 5.Обозначаем согласные звуки по звонкости и глухости. Это выглядит так: р а п и р а 7. В слове рапира 6 букв, 6 звуков.
Звукобуквенный анализ слова колонна. 1. Слово делим на слоги: К о л о н н а 2. Находим в слове ударение: к о л о н н а 3. В первом слоге безударная гласная обозначена буквой о: к о л о н н а 4. Удвоенные согласные обозначают один звук: к о л о н н а 5. В этом слове нет гласных для обозначения мягкости согласных, поэтому нигде не рисуем бабочку. 6. Обозначаем звуки по твердости и мягкости согласных, обозначаем их кружками. к о л о н н а а[] а[]
7. Обозначаем звуки по звонкости и глухости. «Одеваем» головные уборы. к о л о н н а Для удвоенных согласных н одна шапочка – звоночек, т. к. они обозначают один звонкий согласный звук. 7. В слове 7 букв, 6 звуков. Звукобуквенный анализ слова шишки: 1. Делим слово на слоги: ш и ш к и. 2. Находим в слове ударение: ш и ш к и 3. В первом слоге после твердого согласного ш стоит буква и. На ней бабочку рисуем, а стрелки не рисуем т. к. в сочетании ЖИ – ШИ произносится звук [ ы ]. Буква ш обозначает только твердый согласный звук. ш и ш к и [ ы ] В слоге – ки буква и – с бабочкой, она смягчает букву к: ш и ш к и [ы] а[]
4. Обозначаем звуки по звонкости и глухости: «одеваем» головные уборы. ш и ш к и [ ы ] 5. В слове 5 букв, 5 звуков. Звуко-буквенный анализ слова плод. 1. В слове один слог, ударения не ставим. 2. Гласный звук о. 3. Согласные звуки все твердые. 4. На конце слова происходит оглушение: п л о д [т] 5. «Одеваем» головные уборы: п л о д [ т ] Хотя на конце слова стоит буква Д, «одеваем» шапочку – цилиндр, т. к. на конце слова слышится звук [ т ].
Звуко-буквенный анализ слова яма. 1. В этом слове два слога: я м а 2. Ударение на первом слоге: я м а 3. На букве Я бабочку не рисуем, т. к. ей некуда «садиться», впереди нет буквы, обозначающей согласный звук. Я обозначает слог, который состоит из двух звуков: я м а [ й] [а] 4. Обозначаем звуки по твердости и мягкости: я м а [й] [а] 5. Обозначаем звуки по звонкости и глухости: я м а [й] [а] 6. В этом слове з буквы, 4 звука.
На уроке дети пишут слова печатными буквами и соответствующие знаки рисуют цветными ручками. Детям такая работа очень нравится. С удовольствием «одевают» на буквы головные уборы, тем самым хорошо запоминают звонкие и глухие согласные. Ошибок в работе почти не допускают. На уроках русского языка часто использую презентации по выполнению звуко-буквенного анализа слов. л и п а
к о л о н н а [а]
г и т а р а
м а ш и н ы [ ы ]
Таким образом легко можно охарактеризовать каждый звук в слове. Я очень благодарна авторам Образовательной системы «Школа 2100» за веселые буквы – человечки, которые позволяют интересно и доступно проводить уроки. Они проложили путь к творчеству мне и моим учащимся. Полюбили учебник «Азбука» и родители моих учащихся. Я желаю им еще большего творчества и фантазии, крепкого здоровья.