МЕДИАРЕКЛАМНЫЙ РЫНОК РОССИИ ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ И ПРОГНОЗ ДО 2012 г. СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ГРУППЫ КОМПАНИЙ ВИДЕО ИНТЕРНЕШНЛ МОСКВА. 16 АПРЕЛЯ 2008 Г.
МЕДИАРЕКЛАМНЫЙ РЫНОК РОССИИ В 2007 Г.
МЕДИАРЕКЛАМНЫЙ РЫНОК РОССИИ СОВЕТ ЭКСПЕРТОВ АССОЦИАЦИИ КОММУНИКАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ РОССИИ (АКАР), ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКОВ МЕДИАРЕКЛАМНОГО РЫНКА, РЕГУЛЯРНО ПРОВОДИТ ОЦЕНКУ ОБЪЕМОВ РЕКЛАМЫ В СРЕДСТВАХ ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ (НА ТВ, В ПРЕССЕ, НА РАДИО И Т.Д.) ИССЛЕДОВАНИЯ АКАР НЕ ВКЛЮЧАЮТ ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТОВ В BTL, АГЕНТСКИХ КОМИССИЙ, СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА КРЕАТИВ
ДИНАМИКА РОССИЙСКОГО МЕДИАРЕКЛАМНОГО РЫНКА, , $ МЛН. (ВКЛ. НДС) 100% 60% 880% 1998 – ЭКОНОМИЧЕСКИЙКРИЗИС. РЫНОК СОКРАТИЛСЯ БОЛЕЕ ЧЕМ В 2 РАЗА ИСТОЧНИК: АКАР, АЦВИ
ИСТОЧНИК: ZENITHOPTIMEDIA EXPENDITURE FORECASTS - OCTOBER 2007, H.189., *АКАР, АЦВИ РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК В 2007 Г. МЕСТОСТРАНА РЕКЛАМНЫЕ ЗАТРАТЫ, $ МЛРД Великобритания 23,023,0 2 Германия 22,022,0 3 Франция 13,5 4 Италия 11,3 5 Испания 9,59,5 6РОССИЯ* 7,6 БЕЗ НДС 7 Нидерланды 5,0 РОССИЯ И МИРОВОЙ РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК В 2007 Г. МЕСТОСТРАНА РЕКЛАМНЫЕ ЗАТРАТЫ, $ МЛРД США 179,3 2 Япония 39,0 3 Великобритания 23,023,0 4 Германия 22,022,0 5 Китай 14,714,7 6 Франция 13,5 7 Италия 11,3 8 Испания 9,59,5 9 Южная Корея 9,19,1 10 Австралия 8,48,4 11 Канада 8,28,2 12 Бразилия 7,87,8 13РОССИЯ* 7,6 БЕЗ НДС 14 Индия 5,35,3 15 Нидерланды 5,05,0
МЕДИАРЕКЛАМНЫЙ РЫНОК В 2007 Г., МЛРД. РУБ. (ВКЛ. НДС) + 26% ИСТОЧНИК: АКАР, АЦВИ + 31% ТЕЛЕРЕКЛАМА РЫНОК
МЕДИАРЕКЛАМНЫЙ РЫНОК РОССИИ В 2007 Г., МЛРД. РУБ. (ВКЛ. НДС) 224,3 МЛРД. РУБ. ИСТОЧНИК ДАННЫХ: АЦВИ
ДОЛЯ ТЕЛЕРЕКЛАМЫ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ МЕДИАРЕКЛАМНОГО РЫНКА РАЗНЫХ СТРАН В 2007 Г., % ИСТОЧНИК: ZENITHOPTIMEDIA, АКАР
РЕКЛАМНЫЕ РАСХОДЫ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В 2007 Г., $ (БЕЗ УЧЕТА НДС) ИСТОЧНИК: ZENITHOPTIMEDIA, EUROMONITOR
РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК РОССИИ В 2007 Г. МЕДИА 224 МЛРД. РУБ. МЕДИА 224 МЛРД. РУБ. BTL 60 МЛРД. РУБ. BTL 60 МЛРД. РУБ. КРЕАТИВ И АГЕНТСКАЯКОМИССИЯ 23 МЛРД. РУБ. КРЕАТИВ И АГЕНТСКАЯ КОМИССИЯ 23 МЛРД. РУБ. + + = РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК 307 МЛРД.РУБ. РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК 307 МЛРД.РУБ. ИСТОЧНИК: АЦВИ, РОССИЙСКИЙ РЕКЛАМНЫЙ ЕЖЕГОДНИК, 2007 г. (ПОДГОТОВЛЕН РОССИЙСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ IIA, АКАР И КОМИТЕТОМ ТПП РФ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ)
ЗАКОН «О РЕКЛАМЕ»
ТЕЛЕРЕКЛАМА ПРОДАЕТСЯ ПО GRP GRP – GROSS RATING POINTS/СУММАРНЫЙ РЕЙТИНГ – ОБЩЕПРИНЯТЫЙ В МЕДИАРЕКЛАМНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОКАЗАТЕЛЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ ОБЪЕМ КОНТАКТОВ АУДИТОРИИ С РЕКЛАМОЙ RATING/РЕЙТИНГ - КОЛИЧЕСТВО ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ, ПОСМОТРЕВШИХ ДАННОЕ ЭФИРНОЕ СОБЫТИЕ (ПРОГРАММУ, ФИЛЬМ, РЕКЛАМНЫЙ БЛОК И Т.Д.), ВЫРАЖЕННОЕ В ПРОЦЕНТАХ ОТ ВСЕЙ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АУДИТОРИИ. КАЖДЫЙ РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ЭФИРНОЕ СОБЫТИЕ С СОБСТВЕННЫМ РЕЙТИНГОМ ЕСЛИ В РАМКАХ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ ВЫХОДИЛО НЕСКОЛЬКО РОЛИКОВ В РАЗНЫХ РЕКЛАМНЫХ БЛОКАХ, ТО GRP ЗА РЕКЛАМНУЮ КАМПАНИЮ БУДЕТ РАВНЯТЬСЯ СУММЕ РЕЙТИНГОВ ВСЕХ ВЫХОДОВ ДАННОГО РОЛИКА GRP = TVR 1 + TVR 2 + … + TVR N СУММА РЕЙТИНГОВ ВСЕХ ВЫХОДОВ РЕКЛАМЫ ВСЕХ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ НА ВСЕХ ТЕЛЕКАНАЛАХ СОСТАВИТ СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ GRP ПО СТРАНЕ (ПО ГОРОДУ, ПО РЕГИОНУ И Т.Д.) СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ GRP ЗАВИСИТ ОТ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕСМОТРЕНИЯ, ОБЪЕМА РЕКЛАМЫ TVR =
1 ИЮЛЯ 2006 Г. ВСТУПИЛ В СИЛУ НОВЫЙ ЗАКОН «О РЕКЛАМЕ» В ГГ. НА 1-М ЭТАПЕ ЕГО ДЕЙСТВИЯ ДОПУСТИМЫЙ ОБЪЕМ ТЕЛЕРЕКЛАМЫ В ЭФИРЕ СОКРАТИЛСЯ С 15 ДО 12 МИН. В ЧАС ТЕЛЕРЕКЛАМНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (СУММАРНОЕ КОЛИЧЕСТВО GRP) СОКРАТИЛОСЬ НА 12% (НЕРАВНОМЕРНО ПО РАЗНЫМ КАНАЛАМ) С 2008 Г. – ВТОРОЙ ЭТАП ДЕЙСТВИЯ НОВОГО ЗАКОНА «О РЕКЛАМЕ» ТЕЛЕРЕКЛАМНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОКРАТИЛОСЬ ЕЩЕ НА 15% ПО СРАВНЕНИЮ С 2007 Г. – С 12 ДО 9 МИНУТ В ЧАС НОВЫЙ ЗАКОН «О РЕКЛАМЕ»
* ГГ. – ПРОДАННЫЕ ОБЪЕМЫ GRP, ГГ. – ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ В СООТВЕТСТВИЕ С ЗАКОНОМ «О РЕКЛАМЕ» В 2008 Г. 80% СОКРАЩЕНИЯ ОБЪЕМОВ GRP ПРИХОДИТСЯ НА PRIME TIME ОБЪЕМ GRP НА ОСНОВНЫХ ТЕЛЕКАНАЛАХ, ТЫС. *
ДИНАМИКА РОССИЙСКОГО МЕДИАРЕКЛАМНОГО РЫНКА, , $ МЛН. (ВКЛ. НДС) 100% 60% 880% ИСТОЧНИК: АКАР, АЦВИ
ОСНОВНОЕ БРЕМЯ НОВОГО ЗАКОНА «О РЕКЛАМЕ» ЛЕГЛО НА КРУПНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА, ПОСКОЛЬКУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОКРАЩЕНИЕ ТЕЛЕРЕКЛАМНЫХ ОБЪЕМОВ (ПРЕДЛОЖЕНИЯ) ПОВЛЕКЛО ЗА СОБОЙ ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН НА РЕКЛАМУ И, СООТВЕТСТВЕННО, РЕКЛАМНЫХ РАСХОДОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДИТЕЛИ КОМПЕНСИРУЮТ УВЕЛИЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ БЮДЖЕТОВ ПОВЫШЕНИЕМ СТОИМОСТИ СВОЕЙ ПРОДУКЦИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯЮТ БЮДЖЕТЫ НА ДРУГИЕ РЕКЛАМОНОСИТЕЛИ УЧАСТНИКИ РЕКЛАМНОГО РЫНКА АДАПТИРОВАЛИСЬ К НОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СОКРАЩЕНИЕ ТЕЛЕРЕКЛАМНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ БЮДЖЕТОВ УВЕЛИЧЕНИЕ ЦЕНЫ ТЕЛЕРЕКЛАМЫ РОСТ СПРОСА НА ТЕЛЕРЕКЛАМУ
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН НА ТЕЛЕРЕКЛАМУ НА ЦЕНТРАЛЬНЫХ КАНАЛАХ, РУБ.
ЗАКОН В ДЕЙСТВИИ ЗАКОН ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ РЕКЛАМИРУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ СОКРАЩЕНИЕ ОБЪЕМОВ ТЕЛЕРЕКЛАМЫ А ВЫ – КАК ЗРИТЕЛИ – ЗАМЕТИЛИ, ЧТО РЕКЛАМЫ СТАЛО МЕНЬШЕ? УВЕЛИЧЕНИЕ РАСХОДОВ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ
ОБЪЕМ ТЕЛЕРЕКЛАМЫ В РАЗНЫХ СТРАНАХ, МИН. В ЧАС
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ МЕДИАРЕКЛАМНОГО РЫНКА РОССИИ ДО 2012 Г.
ПРОГНОЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО СПРОСА НА МЕДИАРЕКЛАМНОМ РЫНКЕ ДО 2012, МЛРД. РУБ. (ВКЛ. НДС) +20%+26%+21%+15% +11% ЕЖЕГОДНЫЙ ПРИРОСТ +8% ИСТОЧНИК: АЦВИ
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕКЛАМНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ ПО ПРОГНОЗУ ЭКСПЕРТОВ, В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ РОСТ РЕКЛАМНОГО РЫНКА В РОССИИ БУДЕТ ПОСТЕПЕННО ЗАМЕДЛЯТЬСЯ И К 2012 г. СОСТАВИТ ПОРЯДКА 8% В ГОД ЭТОТ ПРОЦЕСС ЕСТЕСТВЕННЫЙ - СТАРТОВАВШАЯ В 90-Х ГГ. С НУЛЕВОГО УРОВНЯ, ИНДУСТРИЯ ПЕРЕЖИЛА ВЗРЫВНОЙ РОСТ, КОТОРЫЙ СТАЛ ТОРМОЗИТЬСЯ ПО МЕРЕ НАСЫЩЕНИЯ РЫНКА РЕКЛАМНЫХ УСЛУГ ТАКЖЕ НА ДИНАМИКУ РЫНКА ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ТЕЛЕРЕКЛАМЕ УЖЕ СЕЙЧАС ДОСТИГНУТ БАЛАНС СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРОГНОЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО СПРОСА НА РЕКЛАМУ В ИНТЕРНЕТЕ ДО 2012 Г., МЛРД. РУБ. (ВКЛ. НДС) +46%+80%+60%+38% +35% ЕЖЕГОДНЫЙ ПРИРОСТ +29% ИСТОЧНИК: АЦВИ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИАРЕКЛАМНЫХ БЮДЖЕТОВ ПО СЕГМЕНТАМ, , % 2012 ПРОГНОЗ ТВ 54% РАДИО 5% ПРЕССА 20% НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА 13% ИНТЕРНЕТ 6% ДРУГИЕ 2% 2007 ТВ 50% РАДИО 6% ПРЕССА 23% НАР У ЖНАЯ РЕКЛАМА 18% ИНТЕРНЕТ 2% ДРУГИЕ 1%
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!