Оценка развития внутреннего аудита в странах с переходной экономикой Две концепции анализа Гарет Эванс и Паскаль Кервин Всемирный Банк Семинар PEM-PAL для специаливстов внутреннего аудита Любляна, декабря 2006 г.
Обзор презентации 1.Для чего требуется оценка развития внутреннего аудита в странах с переходной экономикой? 2.Использование концепций: уроки, извлеченные из опыта других стран 3.Обзор концепций 4.Модель оценки внешних условий для развития внутреннего аудита 5.Модель оценки потенциала внутреннего аудита 6.Заключение
1. Для чего требуется оценка развития внутреннего аудита в странах с переходной экономикой? Мотивация Всемирного Банка: Необходимость составить представление о факторах успеха и их отношении к общим реформам УГФ Для поддержки реформ УГФ требуется более эффективное сосредоточение усилий Дано поручение провести исследование в 2005 году
2. Использование концепций: уроки, извлеченные из опыта других стран Успешные и весьма успешные страны начинали с базового уровня Опыт вступивших в ЕС стран : Литвы, Латвии, Словакии, Венгрии Канада, Великобритания, США Мы все можем учиться на их опыте!
3. Обзор концепций Этап 1. Оценка положения в стране Модель оценки внешних условий для развития внутреннего аудита Этап 2. Оценка возможностей и эффективности органов внутреннего аудита Модель оценки потенциала внутреннего аудита
A. Определение и охват B. Шаги для завершения C. Влияние элементов концепции оценки внешних условий D. Применение модели концепции оценки внешних условий 4. Модель оценки внешних условий для развития внутреннего аудита A. Определение и охват B. Шаги для завершения C. Влияние элементов концепции оценки внешних условий D. Применение модели концепции оценки внешних условий
A. Определение и охват A. Определение и охват Оценка по пяти основным категориям факторов, разбитым на 26 отдельных элементов, имевших место в истории развития внутреннего аудита в странах группы EU8 –A. Национальное/государственное развитие и реформирование –B. Министерство/культура –C. Внешний аудит/контроль –D. Внутренний аудит/профессионализм –E. Определяющие факторы успеха внутреннего аудита
B. Шаги для завершения 1.Обсудить/описать каждый из 26 элементов 2.Произвести оценку элементов, используя предоставленные индикаторы 3. Присвоить балл каждому элементу 4. Суммировать отдельные баллы 5. Окончательный результат указывает на достигнутый страной уровень
C. Влияние элементов концепции оценки внешних условий Факторы X - важные Факторы Y - необходимые Факторы Z - основополагающие факторы успеха
D. Применение модели концепции оценки внешних условий Уровень 1. Условия для развития внутреннего аудита отсутствуют Уровень 2. Условия слабо развиты Уровень 3. Условия развиваются успешно Уровень 4. Условия созданы
A. Определение внутреннего аудита B. Элементы IACM C. Применение IACM 5. Модель оценки потенциала внутреннего аудита (IACM)
A. Определение внутреннего аудита A. Определение внутреннего аудита (1) Внутренний аудит – это независимая объективная деятельность по предоставлению специализированных заключений и консультированию, призванная повысить эффективность работы организации. Внутренний аудит помогает организации решать поставленные задачи за счет внедрения систематизированного, упорядоченного подхода к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и руководства. (1) Институт внутренних аудиторов (IIA)
B. Элементы IACM Среда внутреннего аудита Профессиональные стандарты Организация Кадровые ресурсы Услуги
C. Применение модели оценки потенциала внутреннего аудита 1. Начальный уровень – отсутствие стандартов 2. Внутренний аудит осуществляется, в целом, в соответствии с распоряжениями руководства 3. Соответствие некоторым стандартам IIA 4. Соответствие большинству стандартов IIA 5. Высокий уровень развития – внутренний аудит мирового класса, объединяющий в себе общепризнанные элементы передовой практики внутреннего аудита
6. Вывод: Не является ли это нереалистичным для стран с переходной экономикой? НЕТ!
Нацеленность на достижение разумного, т.е. приемлемого, а не абсолютного соблюдения международных стандартов, установленных Институтом международных аудиторов (IIA) П рогресс должен быть поэтапным
Помните! Успешные и весьма успешные страны начинали с базового уровня –Опыт вступивших в ЕС стран: Литвы, Латвии, Словакии, Венгрии –Канада, Великобритания, США Мы все можем учиться на их опыте!