1 1 Доверие к официальной статистике, политика и практика распространения Ян Бифуглиен, Бюро статистики Норвегии
2 Вступление Доверие – краеугольный камень для национальных бюро статистики Политика и практика распространения данных являются важными элементами в создании общественного мнения а, значит, повышении доверия В данной презентации речь пойдет о некоторых вопросах, касающихся измерения уровня доверия, его создания и разрушения
3 Некоторые ключевые элементы доверия и его построения (Феллеги, 2004 г.*): Структурные факторы: –Законодательная база –Положение руководителя –Равный доступ к статистической информации… Статистические факторы: –Широкий диалог с пользователями и прозрачный процесс разработки программ –Профессиональные методы, компетентные специалисты и высокое качество продуктов –Конфиденциальность предоставляемой информации –Профессиональное распространение, анализ и документация… Факторы репутации –Прозрачная, ориентированная на пользователей политика распространения….. * Обеспечение достоверности официальной статистики. Конференция европ. статистиков, CES/2004/11
4 Что вызывает доверие пользователей к официальной статистике? (Генрих Брюнгер, 2007 г.*): Доверие к результатам и продуктам официальной статистики –Уместность, качество, доступность ….. Доверие к организациям, которые выступают в роли производителей статистики –Целостность, профессионализм, объективность, прозрачность методов и источников… Доверие к институциональной организации официальной статистики –Законодательная база, профессиональная независимость, назначение/ увольнение генерального директора * Совместный семинар ЕАСТ/ЕЭК/ГКСУ, Киев, 2007 г.
5 Доверие к государственной статистике должно иметь жизненно важное значение для правительства: пример Великобритании*: Обследование в 2005г. выявило, что –Только 17% считали, что данные статистики составлялись без вмешательства правительства –Только 31% считали, что данные правительства были точными –59% считали, что правительство использовало данные статистики нечестно Самой распространенной причиной, почему статистику считают неточной, - статистикой манипулируют в политических целях, или ее неправильно представляют политики и СМИ * Мониторинг и повышение доверия общества к официальной статистике: пример Великобритании. Карен Даннел, национальный статистик, Великобритания. Комитет ОЕСР по статистике, июнь 2008
6 Модель построения доверия (Великобритания)
7 Четыре основных сферы, совершенствование которых способствует повышению доверия (Великобритания): Улучшение инфраструктуры и возможностей коммуникации Развитие и поддержание эффективных взаимоотношений с лицами, которые формируют мнение Модернизация перечня продуктов Дальнейшее инвестирование в качество
8 Доверие: много времени, чтобы построить, мало времени, чтобы разрушить Соответствующая законодательная база Профессионализм Независимость Целостность Уместность Конфиденциальность Внешняя проверка Фокус на пользователя Политич.перекос Ошибки в цифрах Некорректное использование микроданных
9 Доверие можно легко разрушить: Например, подозрением в политическом давлении для улучшения показателей – как произошло в Аргентине с индексом потребительских цен:
10 Нарушение конфиденциальности. Пример США* Закон Пауерса о 2-й мировой войне был принят в 1942г. Он позволял передавать любые (микро) данные переписи любому Федеральному агентству США, если это требовалось для использования в связи с ведением войны Были переданы некоторые микроданные, в т.ч. данные, используемые для интернирования японцев С момента отмены Закона в 1947 г. у Бюро переписи есть сильная законодательная основа и хорошее основание для защиты конфиденциальности статистики Однако, вопрос не закрыт: –Закон о патриотизме после атаки 9 сентября содержит несколько похожих положений –Некоторые граждане отказываются участвовать в переписи, опасаясь, что данные будут использованы некорректно * Конфиденциальность переписи согласно Закону Пауерса ( ). У. Селцер, M. Андерсон, 2007
11 Достоверность статистики – предмет заботы многих стран: пример Китая
12 Измерение «доверия»: % «очень хорошего» или «достаточно хорошего» общего впечатления о Стат. бюро Норвегии
13 % «очень хорошего» или «достаточно хорошего» впечатления об открытости и информации разных бюро, 2008 (SSB- Стат. бюро Норвегии)
14 Потенциальная угроза некорректного использования микроданных: отсутствие четкой границы между официальной статистикой и административными данными Значение и объемы использования административных данных для целей статистики возрастают Национальные органы статистики часто играют активную роль в создании административных реестров (например, в Норвегии) Однако очень важно обеспечить четкие формальные и практические процедуры, которые не позволят обвинить национальный орган статистики в распространении микроданных: –Данные официальной статистики: статистика, которую готовят государственные органы на основе четко определенных принципов для широкого распространения и использования (совокупные) –Административные данные: сбор данных на основе административных законов для административных целей (часто микро/индивидуальные данные) –Одностороннее движение: микроданные из административных реестров - органам статистики, но никогда не наоборот
15 Фундаментальные принципы ООН и доверие Помнить, что основное доверие общества к данным официальной статистики в значительной мере зависит от фундаментальных ценностей и принципов, которые являются основой любого общества, желающего понимать себя и уважать права своих членов. Для поддержания доверия к официальной статистике органы статистики должны принимать решения, исходя исключительно из профессиональных соображений, включая научные принципы и принципы профессиональной этики, что касается методов и процедур сбора, обработки, хранения и презентации статистических данных
16 Что измерять для повышения доверия? Проводить обследования, чтобы понять, почему пользователи не верят статистическому органу и данным официальной статистики Избегать любого подозрения в политическом вмешательстве: –Четкие и прозрачные правила подготовки и выпуска информации –Четкая политика обеспечения конфиденциальности Систематический контроль качества во избежание ошибок данных Понятная политика равного доступа к аналогичной информации для всех секторов и игроков в обществе Сопровождение всех цифр удобной для пользователя документацией Информирование и обучение пользователей
17 Спасибо за внимание! Комментарии/ вопросы?