Опыт страны в области Национальных сообщений в рамках Рамочной конвенции ООН по изменению климата Албания Пеллумб Абеши (Pellumb Abeshi) Генеральный секретарь Министерство окружающей среды, управления лесного хозяйства и водных ресурсов Албания Субрегиональный семинар Национальных координаторов ГЭФ стран Восточной Европы и СНГ Дубровник, Хорватия февраля 2009 г.
План сообщения Общая информация об Албании и проблемах, связанных с изменениями климата Содержание Второго национального сообщения Основные участники Результаты и достижения Действия по включению вопросов изменения климата в национальную программу развития… Полученные уроки и рекомендации
Создание Албанского агентство по охране окружающей среды (1993) – первая попытка интегрирования экологических стратегий в национальную программу развития. Были ратифицированы Международные конвенции и протоколы, определяющие ответственность и координирующие экологическую деятельность на международном уровне Рамочная конвенция ООН по изменению климата, 1994 г. Киотский протокол, 2004 г.; в 2005 г. Республика Албания стала участником, не входящим в Приложение 1 Протокола). Законодательные рамки и стратегический документ по инициативам в области изменения климата; создание Специального национального управления (DNA) на основании документов DoCM (2008 г.) Первое Национальное сообщение в июле 2002 г., затем был подготовлен документ Оценка технологических потребностей, 2004 г. Второе Национальное сообщение: в процессе исполнения Экспертный анализ документов выполнен в октябре 2004 г. Проект Второго Национального сообщения был запущен в марте 2005 г. Планируется закончить работы к марту 2009 г. Албания и изменение климата
Содержание Второго Национального сообщения Албании Объем выбросов парниковых газов в Албании (в 2000 г. и за период 1990 – 2000 гг.); Закономерности изменения объемов выбросов парниковых газов и прогнозирование на будущее (2000 – 2025 гг.); Стратегии и мероприятия; Сценарии изменения климата (1990 – 2100 гг.); Воздействие изменений климата и адаптация к изменениям климата; Исследования и регулярные наблюдения; Передача технологий и финансирование; Образование, обучение и информирование населения
Организационные рамки - основные участники ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Министерство окружающей среды, лесного хозяйства и водных ресурсов, Министерство сельского хозяйства, продовольствия и защиты потребителей, Министерство экономики, торговли и промышленности, Министерство общественных работ, Национальное агентство по торговле и коммуникациям, Национальное агентство по энергетике, Институт Статистики. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ Факультет естественных наук - является потенциальным исполнителем технической экспертизы по учету выбросов парниковых газов и анализу мер по снижению выбросов; Институт гидрометеорологии (IHM) / Руководство исследованиями по проблемам уязвимости окружающей среды и мерам по адаптации, а также руководство технической экспертизы по вопросам уязвимости и адаптации, выполняемой Институтом гидрометеорологии. Этот Институт является основным поставщиком гидрометеорологических данных. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, БАЗИРУЮЩИЕСЯ В АЛБАНИИ ПРООН АЛБАНИЯ/ ПРООН выступает в качестве Исполнительного агентства для всех проектов, финансируемых ГЭФ; ПРООН предоставляет техническую поддержку процессу исполнения Первого Национального сообщения ВСЕМИРНЫЙ БАНК (WB) является потенциальным финансовым механизмом для программ по снижению содержания углекислого газа в атмосфере посредством своего пилотного Фонда поддержки по снижению выбросов углекислого газа (PCF) и других подобных фондов; (Региональный Экологический центр (REC))/ сотрудничество по вопросам повышения информированности населения о проблемах изменения климата; Техническая экспертиза в области учета выбрасываемых парниковых газов и его снижения. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР и неправительственные организации (НПО) Эти сектора рассматриваются как потенциальные партнеры по вопросам повышения информированности общества, содействия использованию солнечной энергии, а также как источники данных для экспертного анализа мер по снижению выбросов парниковых газов (сектор энергетики).
Основные полученные данные Главные источники парниковых газов в Албании : Согласно Первому Национальному сообщению, количество выбрасываемых в атмосферу парниковых газов в Албании невелико (около 7 млн. тонн CO2 в 1994 г.), при этом : на сектор энергетики приходится 44% выбросов, в основном, от сжигания топлива, сельское хозяйство %, изменение землепользования и лесное хозяйство %, отходы %, и производственные процессы % Возможности по снижению выбросов Энергетика. У энергетики самые большие возможности снижения выбросов, так как энергетика - самый крупный источник парниковый газов. Меры включают: повышение эффективности использования энергии, рост и совершенствование энергосбережения, использование экономических, нормативных и законодательных инструментов для повышения эффективности использования энергии и энергосбережения. Транспорт. Меры направлены на развитие экологически приемлемых видов транспорта Лесное хозяйство. Главная цель политики – сохранение лесных угодий и развитие новых приемов управления лесным хозяйством Сельское хозяйство. Главная цель - увеличение эффективности производства путем улучшения генетических показателей. Снижение количества удобрений и развитие экологически и экономически устойчивого сельского хозяйства Водные ресурсы. Строительство новой инфраструктуры (ирригационные и береговые сооружения); поддержание и восстановление заболоченных территорий, болот и систем дюн; мониторинг береговой зоны
Основные вопросы уязвимости Возрастает частота экстремальных метеорологических событий (проливные дожди, потенциально опасные наводнения, сильный ветер, засухи) Снижение объемов годового и сезонного поверхностных стоков, Снижение поверхностного стока на 20% снижение выработки энергии на 60%! Повышение спроса на энергию для охлаждения помещений Снижение объема водоснабжения Проблемы качества воды (минерализация и цветение воды из-за разрастания водорослей ) Уменьшение площади заболоченных территорий Увеличение риска опасных расстройств здоровья Исчезновение биологических видов Снижение урожаев вследствие повышения температуры
Основные данные по объемам парниковых газов Выбросы парниковых газов в экв. CO 2
Вопросы включения в национальную программу развития … В процессе подготовки Второго Национального сообщения (SNC) делаются усилия, направленные на: Включение проблем изменения климата в другие стратегии: Национальная стратегия развития и интеграции (NSDI); Национальная стратегия охраны окружающей среды Повышение информированности политиков и заинтересованных сторон: Включать вопросы изменения климата в законодательство об охране окружающей среды; Стратегия сообщения об изменении климата; Стратегия финансирования снижения выбросов углекислого газа При подготовке Второго Национального сообщения привлекаются новые документы по приоритетным направлениям и технологиям: Проект финансирования снижения выбросов углекислого газа; Албанская программа в рамках Глобального проекта по использованию солнечной энергии для нагревания воды Проект по адаптации к изменениям климата (дельта рек Дрини - Мати); Формирование новых подходов для проекта «Механизм чистого развития» Территории, где не отмечается рост выбросов углекислого газа; Проекты по увеличению информированности общества
Полученные уроки Национальное сообщение в рамках Программы ООН по изменению климата (UNFCCC) – это НЕ ТОЛЬКО формальный отчет; Национальное сообщение – это не изолированный процесс; Национальное сообщение – это механизм для включение проблем изменения климата в программы развития страны Национальное сообщение – это процесс наращивания потенциала; Национальное сообщение помогает обществу лучше осознать проблемы, связанные с изменениями климата
Более детальную информацию о проблемах, связанных с изменениями климата в Албании, можно найти на сайтах: Благодарю за внимание!