Коми региональный некоммерческий фонд «Серебряная тайга» ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО И ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛЕСНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ В РОССИИ - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Паутов Юрий Коми региональный некоммерческий фонд «Серебряная тайга»
Лесное хозяйство «советской» России Вертикально государственная структура от Министерства л/х в Москве до лесхоза на локальном уровне Основные функции Учет и управление лесными землями. Передача лесов в пользование. Контроль и надзор за пользователями. Охрана и защита лесов. Борьба с лесными пожарами. Лесовосстановление, лесовыращивание. + Лесхозы имеют планы по заготовке древесины
Лесное хозяйство России в 1990-е годы – лесная и деревоперерабатывающая промышленность приватизирована Лесное хозяйство остается бюджетной отраслью с теми же функциями Лесхозам оставляют право заготовки древесины только от рубок ухода 2000 г. – самостоятельное Министерство л/х ликвидировано Функции контроля за лесопользованием переданы органам Росприроднадзора
Лесная реформа в современной России За постсоветский период принято 3 закона о лесах: 1993 г. - Основы лесного законодательства 1997 г. - Лесной кодекс - изменялся 12 раз 2006 г. – новый Лесной кодекс за г.г. внесено 4 комплекта поправок, подготовлено еще 2
Новый Лесной кодекс Разработан Минэкономразвития РФ в 2006 г. Пролоббирован крупной лесной промышленностью Главные идеи: приватизация лесов через долгосрочную аренду, перевод л/хозяйства на рыночные отношения, Повышение доходности лесопользования
Собственность на леса Государственный лесной фонд остается в собственности Федерации. Остальные участки леса могут быть в любой собственности Отсутствие регулирования обязательств частного собственника леса. Неясная ситуация с бывшими сельскими лесами
Управление лесами Полномочия по управлению лесами переданы регионам, которые сами определяют структуру органов управления лесами Лесхозы упразднены, единицей лесоуправления на локальном уровне становится лесничество Платежи за лесопользование поступают в федеральный бюджет Финансирование гос. лесной службы из федерального бюджета через субвенции регионам. Лесами, находящимися в иной собственности, управляют собственники.
Разделение полномочий Полномочия Федерации Установление основных нормативов. Установление платы за лесопользование. Установление порядка лесопользования. Установление границ лесничеств Государственная инвентаризация лесов. Полномочия регионов Разработка лесных планов. Предоставление лесов в пользование Организация использования лесов, контроля и надзора. Установление порядка заготовки и стоимости древесины для населения
10 3. Деление лесов по целевому назначению Деление лесов на I, II, III группы отменено Леса разделяются на Защитные, Эксплуатационные, Резервные (не планируется лесопользование в ближайшие 20 лет). Разделение остается за федеральным уровнем. Ликвидированы: ограничения по застройке защитных лесов, особый порядок перевода земель защитных лесов в земли иных категорий.
Доступ к лесопользованию Доступ к лесопользованию: аренда лесных участков на срок до 49 лет купля-продажа лесных насаждений на 1 год (отменена в марте 2009 г.) Краткосрочное пользование для государственных нужд Леса передаются в аренду только на аукционной основе Передел аренды Преференции для крупного лесного бизнеса
Новая 4-уровневая система планирования 1.Лесной план региона на 10 лет. 2.Регламент лесничества на 10 лет. 3.Проект освоения лесов на участке аренды на 10 лет. 4.Лесная декларация арендатора о плане деятельности на 1 год Низкое качество подготовки новой плановой документации за короткий переходный период - до 1 января 2009 года.
Разделение планирования и инвентаризации лесов Государственная инвентаризация лесов отделена от лесоустройства - планирования хоз. деятельности в лесах Лесоустройством может заниматься любое коммерческое предприятие. Система инвентаризации лесов не разработана Возникает проблема собственности на лесоустроительные материалы
Разделение функций управления лесами и ведения лесного хозяйства Бывшие лесхозы разделены на "лесничества" - государственные учреждения, которые выполняют административные функции, на коммерческие фирмы, которые выполняют лесные работы, на основе участия в конкурсе. В арендованных лесах все возлагаются на арендатора. Разделение функций происходит с сокращением штата сотрудников в 3 раза и потерями зарплаты Большинство арендаторов не имеют опыта и специалистов по ведению лесного хозяйства.
Экологическая экспертиза Отменена экологическая экспертиза любых проектов по использованию лесных ресурсов. Отменен независимый контроль экологической безопасности проектных материалов по лесному хозяйству. Отменена обязательность обсуждения этих материалов с общественностью
Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов Заготовка грибов, ягод и иных недревесных лесных ресурсов с целью продажи отнесена к предпринимательству, что требует заключения договора аренды леса "вне закона" оказались сотни тысяч жителей лесных деревень и поселков, заготавливающих грибы и ягоды на продажу
Участие общественности и населения в управлении лесами Участие общественности в управлении лесами не предусмотрено. Процедуры участия не установлены.
Первые итоги реформы Разрушение единой системы органов управления лесами Ликвидация наземной лесной охраны Дезинтеграция АВИАЛЕСООХРАНЫ Передел лесной аренды Ограничения для местного населения Трудности практического применения статей и нормативов Лесного кодекса
Обязательная лесная сертификация в России 1997 г. Лесной кодекс РФ декларирует «обязательную сертификацию лесных ресурсов» г.г. система обязательной сертификации разрабатывается Рослесхозом 2000 г. – система обязательной сертификации отменена Мин. юстиции РФ
Развитие PEFS в России 2001 г. – при Союзе лесопромышленников России создается Совет Национальной системы добровольной лесной сертификации России по системе PEFC ( г. при Рослесхозе создается аналогичный Совет ( г. Оба совета объединяются в партнерство для регистрации в PEFS 5 марта 2009 г. – система РНСЛС одобрена международным советом PEFS
Проблемы PEFS в России Низкий уровень взаимодействия главных учредителей РНСЛС (Рослесхоз и крупный лесной бизнес) Отсутствие системы аккредитации органов по сертификации (аудиторских компаний) Отсутствие национальных аудиторских компаний Отсутствие практических примеров PEFS сертификации
Развитие FSC в России 1998 г. - FSC внедряется при поддержке НПО и западных компаний 2000 г. – получен первый FSC сертификат 2006 г. создан Национальный офис FSC 2008 г. аккредитован Национальный FSC стандарт Главный стимул развития FSC – требования экспортных рынков Пока FSC – единственная действующая система лесной сертификации в России
Сертификаты FSC в России Выданные сертификаты В процессе сертификации
Развитие FSC в России
Проблемы FSC в России Снижение качества при быстром росте количества сертификатов Снижение качества аудита Несогласованность законодательства и Национального FSC стандарта На внутреннем рынке FSC продукция пока не востребована Государственная лесная служба не имеет стимулов к сертификации лесоуправления