Образование древнерусской литературы. Понятие древнерусская литература обозначает в строгом терминологическом значении литературу восточных славян XI – XIII вв. до их последующего разделения на русских, украинцев и белорусов. С XIV в. отчетливо проявляются особые книжные традиции, приведшие к образованию русской ( великорусской ) литературы, а с XV в. – украинской и белорусской. В филологии понятие древнерусская литература используется традиционно применительно ко всем периодам в истории русской литературы XI – XVII вв.
Предшественником древнерусской литературы был фольклор. тттии
Крещение Руси и начало « учения книжного ». Принятие христианства в 988 г. при великом князе Киевском Владимире Святославиче ввело Русь в орбиту влияния византийского мира. После крещения в страну была перенесена от южных и в меньшей степени от западных славян богатая старославянская книжность, созданная солунскими братьями Константином Философом, Мефодием и их учениками во второй половине IX–X в.
Владимирово Крещение Руси в 988 г. Худ. К. Лебедев.
Кирилл и Мефодий. 24 мая отмечается день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия.
Первые книги. Первые оригинальные произведения Древней Руси относились к богослужебным и наставительно - религиозным жанрам, они были предназначены для произнесения в церквях и благочестивого православного чтения. Религиозное и мирское в древнерусской книжности были неразделимы. И воинская повесть и летопись истолковывают события с религиозной точки зрения.
Первые книги.
Над рукописной книгой трудились многие: Доброписец чернописный воспроизводил основной текст.
Над рукописной книгой трудились многие: Статейный писец – вязь киноварью.
Над рукописной книгой трудились многие: Заставочный писец - заставки и буквицы.
Над рукописной книгой трудились многие: Живописец иконный - миниатюры.
Над рукописной книгой трудились многие: Златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр.
Над рукописной книгой трудились многие: Златокузнец, среброкузнец и сканный оформляли оклад.
"Повесть временных лет." " Повесть временных лет " - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII века. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20- х годов Х V. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.
Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI XII веков, монах Киево-Печерского монастыря.
Жанр «Повести временных лет». Прежде чем говорить о « Повести временных лет » необходимо сказать, что же представляет собой летопись. Летописи это памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Особенность летописи состоит в том, что все записи в ней велись в хронологической последовательности по годам. Летописи не создавались одним человеком, над ними трудились многие летописцы. Новая летопись непременно опиралась на предыдущие, составители включали в свои тексты материалы других летописцев. Отличительная особенность летописи состояла в том, что она не была сухой и беспристрастной. Летописцы давали событиям свои субъективные оценки, сопровождали различными дополнениями, комментариями. Итак, летопись можно назвать сводом разнородных жанров.
Отрывок « «Повести временных лет». Но возвратимся мы к прежнему и расскажем, что произошло в эти годы, как уже начали : с первого года царствования Михаила, и расположим по порядку года. В год 6361 (853). В год 6362 (854). В год 6363 (855). В год 6364 (856). В год 6365 (857). В год 6366 (858). Царь Михаил отправился с воинами на болгар по берегу и морем. Болгары же, увидев, что не смогли противостоять им, попросили крестить их и обещали покориться грекам. Царь же крестил князя их и всех бояр и заключил мир с болгарами. В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма. В год 6368 (860)…
Из похвалы князю Ярославу и книгам. Велика ведь бывает польза людям от учения книжного ; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие всю вселенную, это источники мудрости ; в книгах ведь неизмеримая глубина ; ими мы в печали утешаемся ; они – узда воздержания. Велика есть мудрость ; ведь и Соломон, прославляя ее, говорил : « Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх Господень... Мои советы, моя мудрость, мое утверждение. Мною цесари царствуют, и сильные узаконяют правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут ». Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.
Из похвалы князю Ярославу и книгам. Ярослав любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее иконами бесценными, и золотом, и серебром, и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей и постоянно пребывать в церкви, потому что попам достоит всегда наставлять людей, ибо им поручено это Богом. И умножились пресвитеры и люди - христиане. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими.
София Киевская.
София Киевская.
Значение древнерусской литературы XI-XVII вв. Значение древнерусской литературы состоит, во - первых, в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы XIX и XX вв. В древнерусской литературе находятся истоки высокой гражданственности и идейности русской литературы нового времени. Древняя русская литература передала русской литературе нового и новейшего времени свою высокую идейность, свой огромный художественный опыт, гибкость и богатство литературного языка, образной системы.
Значение древнерусской литературы XI-XVII вв. Во - вторых, в древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ вправе гордиться независимо от того, насколько они оказались важны для дальнейшего развития русской литературы. К таким произведениям, ценность которых чрезвычайно высока, относятся прежде всего « Повесть временных лет » первая русская летопись, « Поучение Владимира Мономаха », « Слово о полку Игореве », « Слово о погибели Русской земли », « Повесть о разорении Рязани Батыем », « Повесть о Петре и Февронии Муромских », « Хождение за три моря Афанасия Никитина », « Житие протопопа Аввакума », « Повесть о Горе - злочастии ». Перечисленные произведения далеко не исчерпывают собой все то лучшее, что создала русская литература за первые семь столетий своего существования.
Древняя Русь.
Древняя Русь.
Древняя Русь.