Выполнила Ученик 6А класса Курносов Кирилл
Содержание: Литературные направления Литературные направления Литературные направления Литературные направления Реализм Реализм Реализм Модернизм Модернизм Модернизм Символизм Символизм Символизм Акмеизм Акмеизм Акмеизм Футуризм Футуризм Футуризм
начало ХХ века В конце XIX - начале XX века русская литература стала Эстетически многослойной. Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей. Литературные жанры сменялись один за другим: реализм, модернизм, символизм, футуризм. Это был период реализммодернизмсимволизмреализммодернизмсимволизм обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, "всеобщей переоценки ценностей". Но именно этот период ознаменовался в литературе, как поэзия Серебряного века.
«И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ»
Реализм Самыми яркими талантами среди реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке "Среда", а в начале 1900-х составившие круг авторов издательства "Знание", фактическим руководителем был М. Горький. Значительное влияние этой группы писателей объяснялось тем, что она наследовала традиции русского литературного наследия XIX века. Творческие поиски позднего Л. Толстого, В. Короленко, А. Чехова внесли в художественную практику немало неординарного по меркам классического реализма. Особенно важным для следующего поколения реалистов оказался опыт А. Чехова. Заметно обновилась в реализме и типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти легко узнаваемые типы "маленького человека" или интеллигента, пережившего духовную драму.
Реалисты
Модернизм В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. Понятие "модернизм" (фр. – современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются "рамки" реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.
Символизм Является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в России. Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892 году лекцией Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". По мнению Мережковского, новому писательскому поколению предстоит "огромная переходная и подготовительная работа", основными элементами которой должны стать "мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности". С самого начала существования символизма, оформились несколько самостоятельных группировок. Принято выделять две основные группы. Приверженцев первой группы, чей дебют состоялся в 1890-е годы, называют "старшими символистами" (В. Брюсов, К. Бальмонт и др.). В 1900-е годы проявила себя "вторая волна" символизма - "младосимволизм" (А. Блок, А. Белый и др.). "Старшие" и "младшие" символисты различались по своих мировоззренческим позициям и направленности творчества.
Символисты
Акмеизм Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е годы собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название "башня". В недрах кружка в годах постепенно сложилась группа поэтов, поначалу назвавшая себя "кружком молодых". Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока еще робкая) к символистской поэтической практике. Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь". Теоретической основой является философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой "платформы" и обрести новые идейно- художественные качества (А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е годы собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название "башня". В недрах кружка в годах постепенно сложилась группа поэтов, поначалу назвавшая себя "кружком молодых". Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока еще робкая) к символистской поэтической практике. Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь". Теоретической основой является философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой "платформы" и обрести новые идейно- художественные качества (А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич).
Акмеисты
Футуризм Как и символизм, был интернациональным литературным явлением. Впервые он заявил о себе в Италии, но практически одновременно возник и в России. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи" (часть Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением, куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения). Помимо "Гилеи" футуризм был представлен тремя другими группировками - эгофутуристов (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др.), группой "Мезонин поэзии" (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.) и объединением "Центрифуга" (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.). Футуризм был столь же неоднороден, а внутренняя полемика в нем отличалась особой непримиримостью.
Футуристы