Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными осознанными целями, был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был страстный, тонкий лирик и, несомненно, очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в литературе 20 века.
Тема урока: Сатирические произведения В.В.Маяковского Я убеждён: в будущих школах сатиру будут преподавать наряду с арифметикой. В. Маяковский. Подготовила учительница русского языка и литературы МБОУ «СОШ 2 с.Чермен» Тотрова Зоя Ильинична
ЦЕЛЬ УРОКА: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В.В. МАЯКОВСКОГО, С ИХ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ И АКТУАЛЬНОСТЬЮ
Через революцию Маяковский обретает Родину, ранее для него как бы не существующую. Гордость своей революционной эпохой превалирует в его произведениях. Через революцию Маяковский обретает Родину, ранее для него как бы не существующую. Гордость своей революционной эпохой превалирует в его произведениях. Восприняв революцию как первый акт преобразования жизни, поэт ищет людей, способных продолжить дело строительства новой жизни. Создаёт поэмы «В.И.Ленин», «Хорошо!». Маяковскому был свойствен не только оптимистический взгляд на настоящее, но и на будущее. Это выразилось и в его драматических произведениях, и в сатирических стихотворениях поэта. Восприняв революцию как первый акт преобразования жизни, поэт ищет людей, способных продолжить дело строительства новой жизни. Создаёт поэмы «В.И.Ленин», «Хорошо!». Маяковскому был свойствен не только оптимистический взгляд на настоящее, но и на будущее. Это выразилось и в его драматических произведениях, и в сатирических стихотворениях поэта.
Большое место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимают: Сатира – обличение отрицательных явлений действительности путем высмеивания. Гротеск – изображение чего – либо в фантастическом, уродливо – комическом виде. Гипербола – художественный приём чрезмерного преувеличения с целью усиления впечатления. Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
В годы, предшествующие революции 1917 года, сатира Маяковского была направлена против существующего строя. С позиции бунтаря-одиночки он отвергает буржуазный мир, враждебный человеку. «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!», «Долой ваш строй!» – таков пафос его поэмы «Облако в штанах».
Сатирические стихи дореволюционного периода – это его знаменитые «Гимны», опубликованные в журнале «Новый Сатирикон». В самих названиях гимнов («Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду») – комическое несоответствие: ведь гимн – это торжественная песнь, петь которую в честь обеда или взятки просто смешно. ГИМН ВЗЯТКЕ Пришли и славословим покорненько тебя, дорогая взятка, все здесь, от младшего дворника до того, кто в золото заткан. Всех, кто за нашей десницей посмеет с укором глаза весть, мы так, как им и не снится, накажем мерзавцев за зависть. Чтоб больше не смела вздыматься хула, наденем мундиры и медали и, выдвинув вперед убедительный кулак, спросим: "А это видали?"
Нате! Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот. В стихотворении «Нате!» поэт с сарказмом говорит о пристрастии мещан к вещам, об их бездуховности и пошлости. Все стихотворение сориентировано на прямое обращение к враждебной аудитории с целью вызвать скандал.
Если в предреволюционные годы сатира поэта была направлена на «жирных буржуев»,то в 20-х годах мишенью сатиры стали враги революции. В стихотворении «О дряни». Маяковский наносит удар по мещанству. Чтение стихотворения «О дряни». Вопросы: 1.От какой опасности предостерегает Маяковский? 2.Какую роль играют детали в стихотворении? 3.Какие выразительные средства использует автор?
Чтение и анализ стихотворения «Прозаседавшиеся». 1. От чьего лица ведется рассказ? 2. Какие пороки общественной жизни критикует автор? 3. Какую роль в стихотворении играют ирония, гротеск, гипербола? Вывод: В стихотворении «Прозаседавшиеся» поэт бичует бюрократизм, волокиту, подмену живого дела бесконечным заседаниям. Созданный им неологизм «прозаседавшиеся» прочно вошел в русский язык. В этих стихотворениях Маяковский развивает традиции Салтыкова-Щедрина.
Вопрос для обсуждения: Современна ли сатира Маяковского? Вывод: Да, поэт поднял те вопросы, которые остаются актуальными и в бытовой жизни людей, и в органах власти. Поэтому стихотворения Маяковского ценны не только для своего времени, они являются призывом к активной борьбе с теми недостатками, которые достались стране.
Памятник Маяковскому на Триумфальной площади в Москве
Памятник В.В.Маяковскому в Санкт - Петербурге
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 2 с. Чермен» Тотрова Зоя Ильинична Спасибо за внимание