Российская молодежь в Рунете: формирование политической идентичности и модели политического протеста ( предварительные результаты исследования)
цель - установление взаимосвязи между типами политической самоидентификации российской молодежи в Рунете и моделями её протестного поведения.
Теоретический объект исследования – Рунет как пространство коэволюции политических идентичностей и моделей политического протеста российской молодежи Эмпирический объект исследования – молодые россияне в возрасте лет – пользователи нескольких крупнейших российских социальных сетей («в контакте», «одноклассники», «фэйсбук») Предмет исследования – взаимосвязь между формируемыми типами политической идентичности и моделями политического протеста молодых россиян (пользователей трех обозначенных выше социальных сетей).
Гипотезы: 1. Аморфность политической самоидентификации в Рунете способствует формированию протестных (негативных) настроений пользователей Рунета 2. Среди моделей политического протеста (основанных на комбинированном отсутствии ситуативной самоидентификации и структурированного «образа будущего») доминирует модель «сетевого протеста» («нейтрально-негативного» абсентеизма). 3. Формирование деструктивных, агрессивных моделей политического протеста связано с сочетанием ситуативных негативных идентификаций и отсутствия позитивного долгосрочного «образа будущего»
Ключевые методы:
Методики структуризации пространств социальных сетей «Структурно-шаговая» методика работы с профайлами ( с использованием базовых параметров) Рейтинговая методика «ключевых слов» (работы с сообществами) Рейтинговая «френд-методика» (работы с сетевыми «друзьями»)
Критерии оценки типа идентичности: 1)уровень когнитивной структурированности 2)психоэмоциональный статус «юзеров» 3). поведенческая направленность (готовность к реальным действиям) 4) символическая выразительность (наличие конкретных символов, «подкрепляющих» идентичность)
В ходе исследования были выявлены 4 основных типа политической идентичности: 1).деструктурированный ( « идентичность убегания от политики » ) 2).локально-фрагментарный (идентификация с « узким » политическим сообществом) 3).идеологический 4).этнонациональный
Тип/критерий Деструктурированн ый тип Локально- фрагментарный тип Идеологический тип Этнонациональный тип Когнитивная структурированнос ть Низкая («когнитивная бедность») Низкая (фрагментарная) Средняя (системная) Средняя («проблематизированн ая») Психоэмоциональн ый статус Средний (эпизодические реакции) Средняя (волновой интерес) Высокий (фокусированный интерес) Поведенческая направленность низкая средняя(субъектно -мобилизационная) Средняя (проблемно- мобилизационная) Символическая выразительность низкая Средняя (присутствие базовых символов) Высокая (идейно- фокусированная) Средняя (этно- фокусированная фрагментарная) Выявленные типы самоидентификации молодежи в социальных сетях
Деструктурированный тип идентичности – характеризуется низким уровнем интереса к политике, отсутствием внятных символических ассоциаций, эпизодическими эмоциональными реакциями «поддержки» на массовый «околополитический» контент (мемы и пр.) Локально-фрагментарный тип идентичности характеризуется направленностью на отдельные символы, средним («волновым») уровнем эмоциональной вовлеченности при низкой когнитивной составляющей и неготовности к политическим действиям
Идеологический тип идентичности – характеризуется средним уровнем когнитивной структуризации, определенным поведенческим потенциалом мобилизации, наличием разветвленной системы символов и выраженной психоэмоциональной вовлеченности Этнонациональный тип идентичности – характеризуется высоким уровнем эмоциональной вовлеченности, средними когнитивными, поведенческими и символическими параметрами
Гипотетические стратегии протеста (на основании предшествующего исследования) Локально-сетевая («сопутствующая») Системно-сетевая Мобилизационно-сетевая Агрессивная (мобилизационно- конфликтная)
Спасибо за внимание !!!