Под развитием сети общеобразовательных учреждений, понимается оптимизация региональной системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации.
Целью сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений является : повышение качества образования доступность образования, его конкурентоспособность..
Основные проблемы сельской школы: устаревшая материально-техническая база;
Основные проблемы сельской школы: устаревшая материально-техническая база; слабое кадровое обеспечение;
Основные проблемы сельской школы: устаревшая материально-техническая база; слабое кадровое обеспечение; недостаточный уровень финансовой обеспеченности;
Основные проблемы сельской школы: устаревшая материально-техническая база; слабое кадровое обеспечение; недостаточный уровень финансовой обеспеченности; отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств;
Основные проблемы сельской школы: устаревшая материально-техническая база; слабое кадровое обеспечение; недостаточный уровень финансовой обеспеченности; отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств; сокращение численности учащихся и увеличение малокомплектных школ.
Постановление Правительства РФ «О реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности» от 2001года.
Рекомендуемые модели сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений: базовая (опорная) школа с сетью филиалов, передвижная учебная лаборатория, социокультурный комплекс, профильная сельская школа, ассоциация образовательных учреждений, ресурсный центр. «Начальная школа - детский сад»
Модель Базовая (опорная) школа с сетью филиалов. Базовая школа становится методическим и ресурсным центром внутрирайонного уровня, а также центром распространения инноваций для всех общеобразовательных учреждений, ставших ее филиалами. Базовая школа выполняет функции организации и обеспечения образовательного процесса, методического руководства единым образовательным пространством, позволяя снизить эффект социальной отчужденности для удаленных или малокомплектных школ - филиалов.
Модель Информационно-ресурсный центр создается для решения задач, которые не могут быть решены на уровне базовой школы и школьного округа. К ним относится прежде всего создание современной информационной среды развития образования включающей доступ к глобальным, национальным и региональным информационным ресурсам (посредством Интернета и других систем связи.).
Модель Передвижная учебная лаборатория. При низкой оснащенности учебно-демонстрационным и лабораторным оборудованием и отсутствии достаточного количества учителей-предметников, имеющих соответствующее базовое образование, малокомплектные основные и средние (полные) школы могут обслуживаться передвижной лабораторией, закрепленной за крупным образовательным учреждением, по специально разработанному и согласованному графику.
Модель «Ассоциация образовательных учреждений». Связь основана на взаимной выгоде,при решении общих проблем. Совместное использование ресурсов (педагогических кадров, учебного оборудования и сельхозтехники, стадионов и других спортивных сооружений), свободный обмен мнениями, неформальное распространение педагогических новаций. Условием их эффективности являются демократические процедуры создания и функционирования сельских объединений. Ассоциации, работают на основе договорных отношений или в правовой форме «простого товарищества».
Модель «Социокультурный комплекс». Социокультурные комплексы, помимо учреждений образования, включают музыкальные школы, спортивные клубы, учреждения дополнительного образования, кабинеты здравоохранения (например, кабинеты врачей первичного приема, логопедов, психологов). Такое взаимодействие приводит к существенному повышению качества образования, а также повышению разнообразия образовательных и воспитательных программ, развитию и реализации творческих способностей учащихся.
Модель «Начальная школа - детский сад» которая создается для обеспечения связи между дошкольным и начальным общим образованием, а также для сохранения малокомплектных сельских школ и повышения эффективности функционирования учреждений дошкольного и начального образования
Модель «Профильная сельская школа». Образовательная организация, реализующая наряду с образовательными программами общего образования образовательные программы углубленного содержания по одному или нескольким предметам программы общего образования.
базовая школа с филиалами, которая лучше укомплектовна учебным оборудованием, сильными педагогическими кадрами, выполняет функции организации и обеспечения учебного процесса, методического руководства единым образовательным пространством. На базе такой школы могут достаточно успешно работать межрайонные профильные классы; ресурсный центр, являющийся оптимальным для организации профильного обучения в образовательных учреждениях, удаленных от районного центра, при этом применяется дистанционное обучение, как одно из направлений деятельности ресурсного центра.
школы с профильными классами, которые готовят обучающихся для поступления в конкретные учреждения среднего профессионального образования и вузы. организация профильных классов с углубленным изучением ряда предметов без ориентации на конкретное учреждение профессионального образования (физико-математические классы, классы естественного, технологического, гуманитарного и других профилей). фермерская школа - общеобразовательное учреждение, в котором сельскохозяйственная направленность обучения организована с начальной школы.