Социальное партнерство как эффективная форма взаимодействия институтов государства и общества Министр образования и науки Республики Бурятия А.В. Дамдинов
- расширение социального партнерства и развитие общественно- гражданских форм управления в системах муниципального и регионального образования; -гражданские институты на школьном, муниципальном и региональном уровне должны стать равноправными институтами образовательной политики; - управление, мониторинг и школьная отчетность должны стать цифровыми. Социальное партнерство как форма взаимодействия институтов государства и общества Социальное партнерство как форма взаимодействия институтов государства и общества
- обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании; - создание новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования; - обновление структуры и содержания образования, внедрение электронной образовательной среды; - развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ учреждений; - формирование системы непрерывного образования. Основные стратегические цели системы образования
Дорожная карта развития образования Республики Бурятия по выполнению: Указа Президента РФ от «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года 597 Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »
Охват детей дошкольным образованием в РБ – 60,25 %: Проблема: потребность в увеличении числа мест в дошкольном образовании: в 2013 г. – мест, в 2018 г – 0,355 мест. Охват детей дошкольным образованием в РБ – 60,25 %: Проблема: потребность в увеличении числа мест в дошкольном образовании: в 2013 г. – мест, в 2018 г – 0,355 мест. Сокращение очереди в ДОУ: - за счет увеличения групп кратковременного пребывания – 7522 мест; - за счет развития негосударственного сектора мест; - за счет строительства новых зданий дошкольных образовательных организаций – 620 мест; Сокращение очереди в ДОУ: - за счет увеличения групп кратковременного пребывания – 7522 мест; - за счет развития негосударственного сектора мест; - за счет строительства новых зданий дошкольных образовательных организаций – 620 мест; - за счет реконструкции и возврата зданий ДОУ мест; - за счет реконструкции с увеличением мощности дошкольных образовательных организаций – 7656 мест. - за счет реконструкции и возврата зданий ДОУ мест; - за счет реконструкции с увеличением мощности дошкольных образовательных организаций – 7656 мест. Дошкольное образование – первый уровень общего образования Дошкольное образование – первый уровень общего образования
Министерство образования и науки Республики Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Комплексный план модернизации системы общего образования Планы действий образовательных учреждений Реализация комплекса мер модернизации общего образования в Республике Бурятия Администрации муниципалитетов Повышение заработной платы Создание необходимых условий внедрения ФГОС Модернизация общеобразовательных учреждений Мероприятия для организации дистанционного обучения Повышение квалификации Мероприятия по энергосбережению
Сеть дополнительного образования детей в Бурятии В 2012 году -охват детей в РБ 48%, в РФ 42% К 2018 году -охват детей в РБ и в РФ 75% 122 учреждения в системе образования Бурятии 4 государственных, 118 муниципальных (27 АУ) Всего функционирует: 4000 кружков, секций, творческих объединений 1550 спортивных секций 1200 творческих объединений 1300 научно-исследовательских кружков 2 спортшколы, РАФКиС – 2450 детей 60 детских школ искусств в сфере культуры – 7586 детей 4 государственных, 118 муниципальных (27 АУ) Всего функционирует: 4000 кружков, секций, творческих объединений 1550 спортивных секций 1200 творческих объединений 1300 научно-исследовательских кружков 2 спортшколы, РАФКиС – 2450 детей 60 детских школ искусств в сфере культуры – 7586 детей
Эффекты развития ГОУ расширилось поле социального партнёрства в образовании; 100% ОУ имеют публичный отчет об образовательной и финансово- хозяйственной деятельности в управление образованием привлечены представители общественности, депутаты, родители; появилась практика общественно наблюдения в образовании Общественные управляющие прошли обучение Ориентир на современные образовательные результаты и технологии ; Повышение самостоятельности и ответственности школы; Система оценки качества образования должна обеспечить более точную ориентированность профессионального самоопределения выпускников школы в соответствии с потребностями рынка труда; Реформирование системы повышения квалификации; Ориентир на современные образовательные результаты и технологии ; Повышение самостоятельности и ответственности школы; Система оценки качества образования должна обеспечить более точную ориентированность профессионального самоопределения выпускников школы в соответствии с потребностями рынка труда; Реформирование системы повышения квалификации;
РОО «Союз попечителей РБ», РОО «Ассоциация общественных управляющих Республики Бурятия» ОбразованиеОбщественность Снятие трудностей вСнятие трудностей в объяснении и принятии изменений в системе образования Привлечение средств наПривлечение средств на целевые программы Изменение характеристик Изменение характеристик и параметров качества образования Влияние на кадровые иВлияние на кадровые и социальные характеристики выпускников системы образования Рассмотрение сферыРассмотрение сферы образования как ресурса развития региона
Мониторинг уровня развития государственно – общественного управления ОбразованиеОбщественность Снятие закрытости, «самообслуживания» и внутренней ориентации и внутренней ориентации системы образования: Фокусировка вопросов качества образования и стандартовФокусировка вопросов качества образования и стандартов профессиональной педагогической деятельности на внутренних критериях Лоббирование корпоративных интересовЛоббирование корпоративных интересов при обсуждении вопросов развития территории
Недостаточно развиты механизмы привлечения общественных организаций … к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики. Отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.
Сегодняшняя российская система образования характеризуется … … фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики.
Отсутствие инновационного подхода к образованию Отсутствие апелляции к экспертному знанию Несформированность общественной позиции родителей Дефицит содержания в коммуникации по вопросам образования Проблемы внедрения ГОУ
Организационные ресурсы Проектные компетенции: Образ результата, планирование, ресурсное обеспечение Согласованиеинтересов,партнерскоевзаимодействие ДеловаяИнтернет-коммуникация Презентативность: оформление публичного выступления, документальное оформление Распределениересурсов Работа в команде, организация команды
Удерживание задачи как общей Позиционирование,мобильность Выбор Продуктность: доведение до конца институт общественной экспертизы Концептуализация как инструмент управления Компетентности: самоопределение и позиционирование
- организационная деятельность – формирование общественной структуры, выражающей общественный заказ на образование; - проектная деятельность – формулирование этого общественного заказа; - организационная деятельность – формирование общественной структуры, выражающей общественный заказ на образование; - проектная деятельность – формулирование этого общественного заказа; - коммуникативная деятельность – согласующая этот заказ с государством, со школами и с общественностью. - коммуникативная деятельность – согласующая этот заказ с государством, со школами и с общественностью. Перспективные направления деятельности общественных управляющих
Реализация стратегических задач повышение доступности качественного образования обеспечение гарантированного доступа к сети Интернет образовательных учреждений повышение статуса учителя благодаря государственной поддержке обеспечение дальнейшего развития системы повышения квалификации работников образования усиление воспитательного потенциала школы, расширение поддержки одаренных и талантливых детей повышение комплексной безопасности образовательных учреждений, снижение энергозатрат на обслуживание зданий расширение общественного участия в управлении образовательными учреждениями
Институциализация форм общественного участия и общественной экспертизы в управлении образованием Общественное наблюдение vs Общественное участие в управлении За что отвечают? На какие решения действительно влияют? Какие решения принимают самостоятельно? Какие действия предпринимают для повышения качества образования? В каких формах взаимодействия происходит согласование интересов?
Какие задачи надо решать? Интенсивная презентация образования в СМИ (через интернет: сайты, открытые публичные доклады, паспорта школ), социально-образовательные проекты и т.п. Интенсивная презентация образования в СМИ (через интернет: сайты, открытые публичные доклады, паспорта школ), социально-образовательные проекты и т.п. Наращивание форм работы системы образования с гражданским и родительским заказом на образование Наращивание форм работы системы образования с гражданским и родительским заказом на образование Переход общественности от позиции согласования вопросов к управлению школой в соответствии с полномочиями Переход общественности от позиции согласования вопросов к управлению школой в соответствии с полномочиями Обучение общественных управляющих Обучение общественных управляющих Создание системы общественной экспертизы в аккредитации ОУ и аттестации работников образования Создание системы общественной экспертизы в аккредитации ОУ и аттестации работников образования
по дошкольному образованию: сокращение очередности и 100% доступность; по общему образованию: повышение доступности качественного образования независимо от места жительства детей; по дополнительному образованию: обеспечение охвата детей до 75%; сеть организаций профессионального образования, построена с учетом удовлетворения региональной потребности в квалифицированных работниках Задачи комплекса мер модернизации образования
V Байкальский образовательный форум 4-6 июля 2013 года V Байкальский образовательный форум 4-6 июля 2013 года
Спасибо за внимание