Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности в соответствии с ФГТ
Активность (познавательная активность) - деятельность Игровая; Игровая; Коммуникативная; Коммуникативная; Трудовая; Трудовая; Познавательно-исследовательская; Познавательно-исследовательская; Продуктивная; Продуктивная; Музыкально-художественная; Музыкально-художественная; Чтение. Чтение.
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. 655) Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. 655)
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей, познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей, познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
Сенсорное развитие; Сенсорное развитие; Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; Формирование элементарных математических представлений; Формирование элементарных математических представлений; Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Опытно-экспериментальная деятельность детей в ДОУ Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев К.Е.Тимирязев
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Принципы организации развивающей среды: информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно- образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно- образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно- развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно- развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно- развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства; трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно- развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
В пункте ФГТ к условиям определяется оборудование для познавательно-исследовательской деятельности, которое включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал В пункте ФГТ к условиям определяется оборудование для познавательно-исследовательской деятельности, которое включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал
оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.); оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.);
группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий; группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий;
Цель опытно-экспериментальной деятельности Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности. Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Развивать личностные свойства – целеустремленность, настойчивость, решительность. Развивать личностные свойства – целеустремленность, настойчивость, решительность.
Организация опытно-экспериментальной деятельности опирается на ведущие принципы развития дошкольников психологическая комфортность ( снятие стрессовых факторов); психологическая комфортность ( снятие стрессовых факторов); природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием): природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием): дифференцированный подход ( решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей): дифференцированный подход ( решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей): активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции); активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции); творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности); творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности); интеграция – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура). интеграция – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини- лаборатория).
Уголок экспериментирования
Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи. прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Дополнительное оборудование: детские халаты; детские халаты; клеенчатые фартуки; клеенчатые фартуки; полотенца; полотенца; контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
В уголке экспериментирования необходимо иметь: карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента) карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента) индивидуальные дневники экспериментов. индивидуальные дневники экспериментов.
Формы работы по опытно- экспериментальной деятельности: Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей. Непосредственно образовательная деятельность. Непосредственно образовательная деятельность. КВН, развлечения. КВН, развлечения. Наблюдения в природе. Наблюдения в природе. Рассматривание фотографий. Рассматривание фотографий. Тематические беседы. Тематические беседы. Целевая прогулка. Целевая прогулка. Экскурсия. Экскурсия.
Этапы развития у детей опытно- экспериментальной деятельности:
Младший дошкольный возраст начать с ознакомления ребёнка со свойствами и качествами предметов и веществ и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем) начать с ознакомления ребёнка со свойствами и качествами предметов и веществ и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем)
Средний дошкольный возраст этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. Дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?» этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. Дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»
Старший дошкольный возраст в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». Дети сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». Дети сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы
Структура детского экспериментирования Проблемная ситуация Целеполагание (что нужно сделать) Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается) Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии) Подтвердилось Не подтвердилось Формулирование выводов Возникновение новой гипотезы, (как получилось) предположений Реализация в действии Реализация в действии Подтвердилось Подтвердилось Формулирование выводов Формулирование выводов (как получилось) (как получилось)