Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (далее - ФГТ) заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми
Проблемы в практике музыкального воспитания Содержанием музыкального воспитания дошкольников нередко становится развлекательная музыка, что, к большому сожалению, часто радует и руководителей детских садов, и родителей. Многим заведующим нравится проведение разнообразных шоу на материале дешевой поп-музыки, веселящей взрослых и оглупляющей детей.
Современные цели и задачи дошкольного воспитания обозначены в ФГТ: цель - это формирование общей культуры детей, а задачи образовательной области "Музыка" включают "развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству".
Реализация образовательной области «Музыка» Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкальности детей; развитие способности эмоционально воспринимать музыку,
Новое требование в ФГТ: проведение мониторинга (наблюдение за каким-либо процессом) не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей. Интегративное качество - это одно из качеств составляющих определенное целое.
Интегративные личностные качества ребенка: "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"; "любознательный, активный"; "эмоционально отзывчивый"; "овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения)";
Интегративные личностные качества ребенка: "способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений"; "способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту"; "имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе"; "овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности"; "овладевший необходимыми умениями, навыками" (для осуществления музыкальной деятельности).
Интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования названных личностных качеств детей - еще одно новое требование, обозначенное в ФГТ.
Интегративный курс предполагает соединение двух или трех учебных предметов, взаимодополняющих друг друга, в единое целое
Связь образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями: «Физическая культура» «Здоровье» Коммуникация» «Познание» «Социализация» «Художественное творчество» «Безопасность» «Чтение художественной литературы»
Формы решения программных задач музыкально- художественного воспитания по основным разделам образовательной музыкальной деятельности: в совместной деятельности педагогов и детей; в совместной деятельности с семьей; в самостоятельной деятельности детей; при проведении режимных моментов.
Программное обеспечение: Перечень комплексных программ Программы: 1.Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-синтез, с. 3.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, – 96с. 4.Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-синтез, – 104 с.