1 Интеграционные модели науки и образования В.В. Иванов – доктор экономических наук, начальник Научно-организационного управления РАН Интеграционные модели науки и образования В.В. Иванов – доктор экономических наук, начальник Научно-организационного управления РАН
2 От знаний к бизнесу Фундаментальные исследования Технологии Образование Наукоемкий бизнес
3 Вся ли наука делается в университетах ? США (журнал «Инновации», 2002, 9-10) Всего более научных организаций, лабораторий (штат не менее 25 чел.) Из них: промышленные лаборатории промышленные лаборатории федеральные лаборатории федеральные лаборатории около 2000 – университеты Германия – Общества Макса Планка, Гельмгольца, Фраунгофера Франция - CRNS Нидерланды - Организация прикладных научных исследований (TNO), Организация научных исследований (NWO), королевская академия искусств и наук (KNAW) Финляндия - VTT
4 Госсектор науки Доля в госсекторе науки, в % : численности организаций численности персонала, занятого исследованиями и разработками основным средствам исследований и разработок Академический 29,522,633,2 Прикладной 51,470,954,6 Высшего образования 19,16,512,2 Итого
5 Интеграция науки и образования Под «интеграцией науки и образования» будем понимать систему подготовки специалистов, при которой одним из основных элементов обучения является участие в реальной научной работе Под «интеграцией науки и образования» будем понимать систему подготовки специалистов, при которой одним из основных элементов обучения является участие в реальной научной работе
6 Интеграция науки и образования: (1) Классический университетский - научные исследования проводятся непосредственно на учебных кафедрах, или в исследовательских институтах или лабораториях, которые входят в структуру университета.
7 Интеграция науки и образования: Система МФТИ. В университете студенты получают базовое образование, а специализация проходит в конкретных институтах, в основном РАН.
8 Интеграция науки и образования Система МИФИ. Университет сам является крупным научным центром, имеющим собственную лабораторную и производственную базу.
9 Организационные структуры вузовской науки Научно – образовательный комплекс Научно – образовательный комплекс Научно –образовательный центр Научно –образовательный центр Исследовательский университет Исследовательский университет Базовая кафедра Базовая кафедра Отраслевая, проблемная лаборатория Отраслевая, проблемная лаборатория Научно – образовательный консорциум Научно – образовательный консорциум
10 РАН – высшая школа (2004) Базовые кафедры и их филиалы + УНЦ…….440Базовые кафедры и их филиалы + УНЦ…….440 студентов …………………………………..…… студентов …………………………………..…… преподавателей – сотрудников РАН. …...….3990 Учебно - научные центры Учебно - научные центры (ФЦП «Интеграция») ……………………….… (ФЦП «Интеграция») ……………………….… Конкурс научных работ молодых ученых и студентов на соискание медалей РАН:Конкурс научных работ молодых ученых и студентов на соискание медалей РАН: участников …………………………………….… лауреатов ………………………………….…….… 65 Конкурс-экспертиза проектов молодых ученых РАН ……………………………………...… 4 млн.руб.Конкурс-экспертиза проектов молодых ученых РАН ……………………………………...… 4 млн.руб. Программа целевых расходов Президиума РАН «Поддержка молодых ученых» … млн.руб.Программа целевых расходов Президиума РАН «Поддержка молодых ученых» … млн.руб.
11 Подготовлено более 1200 специалистов по приоритетным направлениям науки и технологий Подготовлено более 1200 специалистов по приоритетным направлениям науки и технологий На стажировки в ведущие научные центры страны направлено свыше 200 молодых исследователей, аспирантов и докторантов ВУЗов На стажировки в ведущие научные центры страны направлено свыше 200 молодых исследователей, аспирантов и докторантов ВУЗов Проводили научные исследования 24 тыс. студентов и аспирантов. Проведено 63 конкурса, школ и конференций, в которых приняли участие 30 тыс. молодых исследователей. Проведено 149 экспедиций с участием 3000 молодых ученых, аспирантов и студентов Проводили научные исследования 24 тыс. студентов и аспирантов. Проведено 63 конкурса, школ и конференций, в которых приняли участие 30 тыс. молодых исследователей. Проведено 149 экспедиций с участием 3000 молодых ученых, аспирантов и студентов Подготовлено 620 новых специализированных курсов, 460 учебно-методических пособий, 52 монографии по приоритетным направлениям науки и техники и 89 сборников научных трудов Подготовлено 620 новых специализированных курсов, 460 учебно-методических пособий, 52 монографии по приоритетным направлениям науки и техники и 89 сборников научных трудов
12 Спасибо за внимание!
13 Приложение
14 По данным Минобрнауки По данным Минобрнауки Госсектор науки Доля (в %) в госсекторе науки по: численности организаций численности персонала, занятого исследованиями и разработками основным средствам исследований и разработок Академический 29,522,633,2 Прикладной 51,470,954,6 Высшего образования 19,16,512,2 Итого
15 Внутренние затраты на исследования и разработки, приходящиеся на 1 занятого в госсекторе науки (тыс. руб./чел.) Госсектор науки Годы Академический 154,4209,8289,2 ГНЦ254,8336,8445,2 Высшего образования 238,8369,6462,8
16 Внутренние затраты РАН в 2005 г.: (руб./сотр.) * (сотр.)= 18, 8 млрд.руб. Только из федерального бюджета в 2005 г. на гражданскую науку РАН получила 19 млрд. руб.
17 Финансирование научных исследований из федерального бюджета (млрд.руб.)