Профессия - Вид трудовой деятельности, для которой человеку нужны определенные профессиональные знания, умения и навыки. Знания, умения и навыки получают во время профессионального обучения.
Профессиональный труд - это труд, который дает возможность человеку зарабатывать, чтобы удовлетворять свои потребности.
Для профессионального туда необходимы: необходимые в данной профессии способности, свойства личности, отношение к себе, другим людям, волевые качества
Профессия и специальность не одно и тоже. Профессией называют довольно широкий круг деятельности. Специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри этого круга.
Учитель русского языка Учитель истории Учитель физической культуры Учитель математики Учитель химии
Как выбрать будущую профессию? Активно расспрашиваешь родных и знакомых об их профессиональном труде, интересуешься на каких специалистов в твоем регионе есть спрос, посещаешь дни «открытых дверей» в ВУЗах, идешь на консультацию к психологу ищешь в печатных изданиях информацию, где и какое профессиональное образование можно получить
Пассивно прислушиваешься к другим людям, рассказывающим о своей профессиональной работе, ожидаешь от своих родных совета, чем тебе заняться, смотришь телепередачи о профессиональном труде, обучении, трудоустройстве.
В каждой профессии труд имеет свои психологические особенности. Мир профессий разнообразен, и, чтобы в нем разобраться их объединили в несколько больших групп, в каждую из которых включены профессии, обладающие некоторыми общими свойствами.
Автором типологии профессий является Климов Евгений Александрович Выделил пять типов профессий на основании того, с кем или с чем работают люди в той или иной профессии.
"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А" Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико- бактериологического анализа и др. Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.
При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству. И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность
"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А" Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др. Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств. Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить: профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород; профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов. профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов; профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств; профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций; профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов; профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К" Здесь главный, ведущий предмет труда - люди. Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др. Среди этого типа профессий можно выделить: профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов; профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием; профессии, связанные с информационным обслуживанием; профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами; профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства. Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, умение находить общий язык с разными людьми.
"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы" Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др. Профессии типа "человек - знаковые системы" включают: профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием, профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения, профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З" Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения. Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. Профессии типа "человек -художественный образ" включают: профессии, связанные с изобразительной деятельностью, профессии, связанные с музыкальной деятельностью, профессии, связанные с литературно- художественной деятельностью, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
По условиям труда выделяют четыре группы профессий Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт). Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном). Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик). Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).
В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела: Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург). Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи). Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы). Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь). Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,). Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)
Пример формулы профессии: Юрист Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их),....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации). Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека),....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе). Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер). Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать),.....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).
Для верного выбор профессии Нужно учесть Что Вы хотите? Ваши + желания + интересы + склонности Узнайте, какой тип и класс профессии соответствует вашим склонностям Что Вы сможете? Ваши способности + тип личности + здоровье Узнайте, какой тип и класс профессии соответствует вашим способностям НАДО ли выбирать эту профессию? Есть ли на нее спрос на рынке труда?спрос на рынке труда
Семь шагов к взвешенному решению 1. Составить список подходящих профессий Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований выбираемой профессии выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам. 6. Проверить результаты Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Составить действительно адекватное представление о профессиях помогут следующие ресурсы Интернета: Портал "Учеба.ру", раздел "Профессии" Более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по области деятельности - характеристики (профессиограммы по нижележащей схеме) и описания (рассказы). Структура профессиограммы: Содержание труда; Должен знать; Требования к образованию; Требования к личностным качествам; Карьерный рост
Используемые источники: 1.«Психология». Учебное пособие, 8 класс/ под редакцией И.В. Дубровиной, Москва-Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2001 г. 2. ресурсы Интернета: Портал "Учеба.ру", раздел "Профессии"