Мастер-класс «Организация мобильного социального обслуживания граждан, проживающих в отдаленных районах сельской местности» БУ ХМАО – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», г. Сургут
Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать это – и это станет моим навсегда. (китайская пословица)
Что такое мастер-класс? Каковы требования к его подготовке и представлению? Каковы критерии его эффективности?
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции
Мастер-класс современная форма проведения обучающего тренинга- семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания
Мастер-класс (от английского masterclass: master – лучший в какой- либо области, class – занятие, урок) является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете
Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. В процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (ведущего мастер-класс)
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия
Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной задачи
Особенности мастер- класса самостоятельная работа в малых группах включение всех в активную деятельность раскрытие творческого потенциала как Мастера, так и участников постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
ПРИНЦИПЫ МАСТЕР- КЛАССА Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников; Равенство всех его присутствующих, мастер не должен быть «над»; Сравнение результатов без духа соревновательности; Заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь; Сочетание индивидуальной и групповой форм работы
Цель мастер-класса: ретрансляция уникального опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности. Задачи мастер-класса: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала работников; повышение профессионального мастерства и квалификации участников; распространение передового опыта; внедрение новых технологий социального обслуживания
Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса 1.Выделение проблемы 2.Панель 3.Объединение в группы для решения проблемы 4.Работа с материалом 5.Представление результатов работы 6. Обсуждение и корректировка результатов работы
Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер- класс
Основные элементы технологии проведения мастер-класса, методические приемы: индукция (проблемная ситуация); самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, решения); социоконструкция (групповая работа по решению проблемы); социализация (социальная проба); афиширование (представление результатов деятельности участников); разрыв, творческое конструирование знания («озарение», «инсайт», «понимание»); рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникших у участников).
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса: презентативность; эксклюзивность; прогрессивность; мотивированность; оптимальность; эффективность; технологичность; артистичность; общая культура