Технология критического мышления в процессе преподавания биологии Бабушкина Ж.В. учитель биологии и географии МБОУ «Еланская СОШ»
«Критическое мышление» это… Р. Пол считает, что критическое мышление – это организованное, рациональное самонаправленное мышление, которое умело преследует цель мышления в некоторой сфере знаний или интересов человека Д. Клустер: «Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые можно решить».
Исторический экскурс Технологические шаги методики критического мышления создали американские специалисты Распространение технологии критического мышления в России с 1997года. Основы методики критического мышления в педагогике разработали Ж.Пиажо и Л.С.Выгодский
Принцип технологии Формирование среды, в которой комфортно и ученику, и учителю.
Методика технологии критического мышления ______________________________ Вызов Осмысление Рефлексия
Первая стадия – вызов Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия - осмысление Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; получить новую информацию; осмыслить ее; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия - рефлексия Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Элементы новизны Содержатся в методических приемах, которые ориентируются на содержание условий для свободного развития каждой личности.
Результативность применения технологии в том, что: 1.Развитие информационной компетентности обучающихся 2.Развитие коммуникативной компетентности 3.Повышение познавательного интереса к предмету 4.Повышение качества обучения
Трудности Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: 1.Тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; 2.Не на каждом уроке технология применима, так как отработка некоторых приемов требует большого количества времени; 3.Применение каких-то отдельных приемов к результату не приводит; 4.Учителю приходится перестраивать систему своей работы.
Использованные материалы: Бондаревская,Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст / Е.В.Бондаревская //Педагогика. – С Генике, Е.А., Трифонова, Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) Текст / Е.А.Генике // Учитель и ученик: возможности диалога и понимания Текст. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во "Бонфи", с. Муштавинская,И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя Текст : учеб.-метод. пособие./ И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, – 144с. Основы критического мышления: Междисциплинарная программа Текст : Пособия /Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер.- М.; Решетников, П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера Текст /П.Е.Решетников. -.М.:Владос, С.46. Темпл, Ч. Как учатся дети: свод основ / Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил // Пособие, -М., С
Спасибо за внимание