Лекция 4 Средневековая философия 1.Основные принципы средневекового мировоззрения: теоантропоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатология, иррационализм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Advertisements

Средневековая философия: патристика и схоластика
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. Философия эпохи Средневековья.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и.
Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих.
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 7. Религиозная концепция бытия.
Подготовил: Сагатканов А. студент группы 248, ОМ Проверил: Молдагалиев С.Е. Средневековая схоластика: Философия Аквинского.
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae.
Тема 4 Западноевропейска я философия средневековья и нового времени.
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Этапы развития философской мысли Горбатов В.В.. Содержание Античная философия Средневековая философия Философия Возрождения Философия Нового Времени Философия.
Транксрипт:

Лекция 4 Средневековая философия 1.Основные принципы средневекового мировоззрения: теоантропоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатология, иррационализм 2.Номинализм – реализм 3. Теория «двойственной истины» 4. Проблема «добра и зла» 5.Ф.Аквинский – «философия – служанка теологии» – доказательства бытия Бога 6. Философия эпохи Возрождения. 7. Герметические традиции

Средневековое мировоззрение Провиденциализм - рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека. Провиденциалистское понимание исторического процесса – это путь к эсхатологическому царству Божию. эсхатологическому

Средневековое мировоззрение Эсхатоло́гия система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. В религии различается индивидуальная эсхатология (учение о судьбе личности) и всемирная эсхатология(учение о цели космоса и истории, а также их конце).конце светаискуплениизагробной жизниВселеннойкосмосаистории

Средневековое мировоззрение Креациони́зм - теологическая концепция, согласно которой мир в целом рассматривается как непосредственно созданный Творцом или Богом.теологическаяконцепциямирТворцомБогом Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровение, вера.инстинкт

Средневековая философия 5в. – 16в. Патристика и схоластика: 1) 2-3-вв. – апологетика- защита христианства перед античной мудростью – Ориген и Тертуллиан). Патристика – «отцы церкви»- философское обоснование необходимости единобожия и церкви – 2 – 8 вв. 1)Католические отцы церкви -Авг.Блаженный, Амвросий, Иероним, Гр.Великий 2) Православные отцы церкви– Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Гр.Нисский, Вас.Великий, Гр.Богослов (Назианзин), Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Схоластика вв. –средствами человеческого разума обосновывают религиозные идеи и догматы. Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Эриугена, Абеляр, Дунс Скотт, Р.Бэкон, Н.Кузанский, У.Оккам.

Средневековая философия Основные философские проблемы: 1.Номинализм – реализм 2.Теория двойственной истины 3. «Философия – служанка теологии». Доказательства бытия Бога (Авг.Блаженный, Ф.Аквинский, Д.Скотт – онтологическое, физико-телеологическое, космологическое) 4. Теодицея – богооправдание, проблема ДОБРА и ЗЛА

НОМИНАЛИЗМ - РЕАЛИЗМ Проблема взаимоотношения ОБЩЕГО и ЕДИНИЧНОГО, ПОНЯТИЯ и ВЕЩИ. Реалисты – общие понятия (универсалии) существуют реально и отдельно от конкретных вещей (Платон). СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ОБЩЕЕ, И ЭТО ОБЩЕЕ ЕСТЬ БОГ.

Номиналисты - реалисты НОМИНАЛИСТЫ – общие понятия являются только названиями предметов одного класса, им ничего не соответствует в самих вещах. Мир материален, существуют только единичные вещи и мы познаем их через чувства. КОНЦЕПТУАЛИЗМ – компромисс, каждая вещь – единство общего и частного, общее существует реально, но в самих вещах, как сущность вещей(Аристотель). Независимого существования общего нет.

Средневековая философия ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ – 1.Аввероэс (Ибн –Рушд) 12в. – ИСТИНА едина, но имеет 2 аспекта – научный и религиозный. Противоречия между ними – в пользу науки. Фактическая истина выше религиозной истины. 2.Ф.Аквинский 13в. – «Философия – служанка теологии». Противоречий между ними не может быть. Философия – истины разумные. Религия – истины сверхразумные.

Теория двойственной истины 3. У.Оккам (14в., номиналист) – полное размежевание философии и религии. «Бритва Оккама» - «НЕ СЛЕДУЕТ УМНОЖАТЬ СУЩНОСТИ БЕЗ НЕОБХОДИМОСТИ», «самое простое объяснение – самое верное», ЗАКОН ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ. Религиозные догматы опираются на Священное писание, Библию. Философия, наука изучают единичный, чувственный мир. 4.Г.Галилей (16в.) : истины науки, философии не противоречат истинам религии, вера и разум не противоречат друг другу. Наука- знание о том, как устроено небо. Религия – знание о то, как взойти на небо. «Гипотез я не измышляю».

Патристика 1.Катафатическое богословие –Бог –средоточие абсолютно положительных качеств. 2.Апофатическое богословие – Бог не имеет атрибутов и не поддается определению, он – за пределами бытия и качественности. БОГ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЕН МИРУ. Космос – творение Бога, ниже творца, но мир – благое творение, полон целесообразности. 3.Борьба с гностицизмом, манихейством. Защита идеи Бога как Абс.Бытия, монотеизма (против пантеистических мотивов стоиков и неоплатоников).

Средневековая философия ГНОСТИКИ (2-3вв.н.э). Человек – состоит из : 1.ДУХА (от Бога, непостижимого, всемогущего); 2.ДУШИ (от Демиурга, творца материального мира); 3.ТЕЛА (материи, ЗЛО здесь). Все люди делятся на: 1.ПНЕВМАТИКОВ (спасутся сами без помощи): 2.ПСИХИКОВ (спастись им поможет Христос – высший ЭОН). 3. СОМАТИКОВ (их ждет неминуемая гибель). Грубая материя будет истреблена заключенным в ней огнем.

Манихеи – 3в. Учение перса МАНИ, преемник идей зороастризма – ДУАЛИЗМ ДОБРА И ЗЛА, СВЕТА И ТЬМЫ. Есть бог Добра и бог Зла, Отец Света и Царь Тьмы. Они равноправные элементы мироздания. Между ними идет постоянная борьба. Отец Света послал своего сына, сына Света, Первочеловека, Иисуса, в Царство тьмы для окончательной борьбы со злом. Старый мир погибнет, очиститься огнем, затем наступит полный порядок в 3-й эпохе.

Средневековая философия ХРИСТИАНСТВО – теоантропоцентризм Человек – самоценность, независим от Космоса, истории, природы. Зависим от Бога. Центр и высшая цель мироздания. Иисус Христос – богочеловек. В человеке главное – не разум, а вера в Бога; наделен свободой воли. Свобода воли – выполнять предписания творца, направлять помыслы и действия к Богу, исходя из индивидуального выбора между ДОБРОМ и ЗЛОМ.

Средневековая философия ЗЛО – 1)от свободы воли 2)оттеняет универсальную гармонию Космоса 3)помогает показать справедливость Бога т.к. зло наказывается. Августин Бл. -4-5вв.н.э. «Исповедь»- «Все, что существует, есть добро, поскольку все от Бога, всякое бытие есть добро». Зла как субстанции нет. Зло – отсутствие добра, дефект, ошибка, промах. Зло – отступление от предписаний Бога, грех, от свободы воли человека, стремящейся к низшему.

Средневековая философия Ф.АКВИНСКИЙ(13в.)- зла как субстанции нет, это издержки свободы воли, человек может спастись через моральные поступки и мысли. Гарантией спасения является Бог и Церковь (божественная благодать). В целом христианство –это сострадательная любовь к ближнему. Бог есть любовь, любите врагов ваших, благословите проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих и гонящих вас. Все люди – братья и сестры.

Доказательства бытия Бога Ф. Аквинский 1.Доказательство от ДВИЖЕНИЯ – цепь движений в мире неизбежно приводит к идее ПЕРВОДВИГАТЕЛЯ. БОГ – ПЕРВОПРИЧИНА, ЧИСТАЯ ФОРМА, ЧИСТЫЙ АКТ. 2. Доказательство от ПРИЧИНЫ – в мире все причинно обусловлено. Первичная производящая причина - БОГ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА Ф.Аквинский 3.Доказательство от НЕОБХОДИМОСТИ и СЛУЧАЙНОСТИ – невозможно предположить, что вещи возникают сами по себе, случайно, без какой-либо необходимости. СУЩЕСТВУЕТ АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМАЯ СУЩНОСТЬ, НЕ ИМЕЮЩАЯ ВНЕШНЕЙ ПРИЧИНЫ ДЛЯ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ – ЭТО БОГ.

Доказательства бытия Бога Ф.Аквинский 4. Доказательство от степени СОВЕРШЕНСТВА – наличие различных степеней совершенства означает, что есть некая сущность – причина всякого СОВЕРШЕНСТВА и АБСОЛОЮТНОЕ СОВЕРШЕНСТВО – БОГ.

Доказательство бытия Бога Ф.Аквинский 5. В мире наблюдается ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ –все стремится к какой-то цели. Цель для всех, для природы – БОГ. 5 доказательств Ф.Аквинского – это ФИЗИКО –ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ, КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА.

Средневековая философия ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА – Августин Блаженный (5в.), Ансельм Кентерберийский (12в.), схоласт. Это доказательство исходит из понятия (определения) Бога. Бог есть абсолютная полнота всех качеств, он абсолютная сущность. Но он не будет абсолютной сущностью, если в число его качеств (предикатов) не войдет качество «существование». Следовательно, Бог существует.

КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ доказательства бытия Бога От творения – к творцу, от созданного к создателю. Физический мир существует. Это факт. Даже самая простая вещь имеет своего творца, а мир очень сложно устроенная система. Есть достаточно оснований признать высшую творческую силу, от которой зависит происхождение мира, и эта сила имеет реальное БЫТИЕ (БОГ).

Средневековая философия Эпоха Возрождения – вв. Н.Кузанский, М.Монтень, Дж.Бруно, Э.Роттердамский. 1.Антропотеоцентризм 2.Реабилитация природы и телесности 3.Пантеизм 4.Мироощущение трагическое – ничтожность жизни в холодном и бесстрастном Космосе. Вселенная бесконечна, безразлична к благополучию и счастью человека.

Основные направления философии эпохи Возрождения 1.ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ – в центре внимания человек, его величие, могущество. Петрарка, Данте. Данте - воспевает христианство, но высмеивает противоречия христианского учения; восхваляет человека, верит в его добрую природу. Петрарка – жить надо не для Бога, а для себя. Загробной жизни нет.

Философия эпохи Возрождения 2.НЕОПЛАТОНИЧЕСКОЕ –пытались познать природу, Космос, человека на основе идей Платона. Бог – единое, подлинное бытие, творит мир посредством эманаций (истечений). Чем дальше от единого – тем ущербнее бытие. Небытие – материя. Между бытием и небытием иерархически упорядоченная сфера бытия. (Отход от библейской идеи креационизма)

Философия эпохи Возрождения 3. НАТУРФИЛОСОФСКОЕ – РАЗВИТИЕ НАУКИ. Н.Кузанский, Дж.Бруно, Г.Галилей. Н.Кузанский – не существует разницы между Богом и его творением, миром. Мир един, единое (Бог) и бесконечное (мир) соотносятся как минимум и максимум (противоположности). А поскольку Бог и его творения совпадают, то совпадают минимум и максимум, едины идея и материя. Вселенная бесконечна, Земля – не центр вселенной, через свой разум человек уподобляется Богу. (ИДЕИ ПАНТЕИЗМА). 4.ПОЛИТИЧЕСКОЕ – проблема управления государством – Н Макиавелли. 5.УТОПИЧЕСКИ –СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ – Т.МОР И Т.КАМПАНЕЛЛА

ГЕРМЕТИЗМ 1. Вселенная есть мысленный образ Единого; 2. Утверждается аналогия между миром высшим и низшим, между макрокосмом и микрокосмом: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху»; 3. Всё в мире (проявленное, материя, и не проявленное, энергия) является лишь различными вибрациями (видоизменениями) Единого Первоначала;

ГЕРМЕТИЗМ 4.Исходит из наличия скрытой сущности природы, доступной лишь посвященным. Его идей придерживались :Кампанелла, Парацельс, Коперник, Бруно, Кеплер, Бэкон, Ньютон.

ГЕРМЕТИЗМ К герметизму относятся такие явления и понятия как : каббала, магия, таро, астрология, алхимия, гипнотизм, магнетизм, телепатия, телекинез, ясновидение, хиромантия, графология, физиономия, оракулы, сонники, гадания, травники.

Наука в средние века (5-16 вв.) Трансляция и передача знаний осуществляется через церковь и монастыри. Картина мира – через христианское учение. Синкретизм – религиозные, философские и научные представления. 7в. начало арабской культуры. Арабы принимают индийские цифры. Используют энергию ветра и воды. 1208г. – начало инквизиции. Возникновение университетов на основе монастырей. Факультеты : медицинский, философско-богословский, юридический, теологический. Преподают логику, грамматику, риторику, астрономию, арифметику, музыку. Активную роль играет эзотерика, астрология, магия, алхимия.

Средневековая наука ТРАДИЦИИ В ПОЗНАНИИ 1.СХОЛАСТИЧЕСКАЯ традиция – развивается логика, абстрактное мышление, способность к систематизации. 2.ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ традиция– алхимия, магия, астрология. В основе алхимии лежит идея всеобщей взаимопревратимости веществ. Различают мистическую химию и технохимию – практически направленная дисциплина. 3.ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ – личный опыт механиков-изобретателей.

Наука в средневековье ЯТРОНАУКИ (врачи) Ятроматематика – вычислительная астрология связана с медицинской. В основе лежит идея глубинной структуры человека с космосом (структура). Лучи светил, знаки зодиака управляют органами тела. Были созданы таблицы зодиакального человека – благоприятные – неблагоприятные дни. Все связано со всем. Человек и его среда обитания – единое целое. Человек – существо космическое. Ятрохимия.