АБИРОВА М.А. ДИРЕКТОР ЦЕНТРА МАКО И НСРМО Реализация модели медицинского образования КазНМУ
Коллективом авторов разработана модель медицинского образования КазНМУ, представленная в издании в 4-х частях Часть 1 – «Компетенции» Часть 2 – «Образовательные программы» Часть 3 – «Методы и формы обучения» Часть 4 – «Методы оценки компетенций» Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова Посвящается 80-летию КазНМУ МОДЕЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА Часть 1. КОМПЕТЕНЦИИ Алматы 2010 г.
Основная задача сегодняшнего дня – реализация и внедрение разработанной модели медицинского образования КазНМУ.
Современный подход к подготовке специалиста Знание-ориентированный подход КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Компетенция, компетентность Компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетентность – это качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом её социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны.
Суть компетентностно-ориентированного подхода к обучению Осознание бессмысленности бесконечного накопления быстро устаревающих знаний; Понимание результата образования как набора установленных государственным заказом базовых навыков и профессиональных умений – компетенций. Усиление социального диалога высшей школы с работодателями, углубление их сотрудничества в новых условиях взаимного доверия.
Знание- ориентированный подход ЗУН (знания, умения, навыки) когнитивная компетенция частично операциональная компетенция Компетенции когнитивная компетенция операциональная к. коммуникативная (аксиологическая) к. правовая к. к. саморазвития ….. Компетентностно- ориентированный подход Формируются
Знание- ориентированный подход Компетентностно- ориентированный подход Принципы организации обучения Передача профессиональных знаний и информации Формирование готовности выпускника к выполнению задач будущей профессиональной деятельности
Знание- ориентированный подход Компетентностно- ориентированный подход Методы обучения Традиционные методы обучения Лекции Практические занятия Творческие задания Инновационные методы обучения Интерактивные лекции Ситуационные задачи (кейс- стади) Игровое обучение (деловые, ролевые игры) Проблемное ориентированное обучение - PBL (мозговой штурм) Интерактивные методы – TBL (дискуссия, презентация) Творческие задания …….
–––++––– Знание- ориентированный подход Компетентностно- ориентированный подход Оцениваются Знания Навыки, умения Коммуникативные навыки Правовая компетенция Компетенция саморазвития
Знание- ориентированный подход Транслятор готовых знаний Информатор Академический наставник Тьютор Консультант Эдвайзер Фасилитатор Менеджер образовательного процесса Компетентностно- ориентированный подход Роль преподавателя
Реализация модели медицинского образования КазНМУ требует адекватных формируемым компетенциям методов и технологий обучения и оценки. В связи с этим необходимо адаптировать существующие УМКД к целям разработанных образовательных программ.
Принципы адаптации УМКД к целям образовательных программ 1. Перенос акцента со слов «знать, уметь» на слова «формировать знания, формировать умения, формировать коммуникативные навыки и т.д.» 2. Конкретизировать цели и задачи каждой темы, занятия, дисциплины, направления подготовки. 3. Уточнение методов обучения с учетом специфики темы, дисциплины, направления подготовки, курса обучения.
Продолжение 4. Разработка методов оценки, позволяющих в полном объеме оценить формируемые компетенции. 5. Пересмотр содержания и формы организации всех видов учебных занятий (лекции, семинары, лабораторные занятия и т.д.) в соответствии с новой парадигмой образования (компетенция- ориентированной парадигмой).
Проектирование занятия Тема:…………. Цель:……….. Задачи: Дидактическая, научная, воспитательная,развивающая Ключевые понятия : Новые понятия: План проведения занятия – Вопросы занятия: Формы проведения занятия: Методы: Вступление: озвучивание темы и цели занятия Основная часть Заключение: (оценка результативности проведения занятия, достижения цели и задач и др.) Ранее усвоенные понятия Планируемое время Средства:
УМКД Тема: «Приоритеты здравоохранения РК. Сестринское дело в историческом аспекте. Философия сестринского дела» Цель: Разобрать приоритеты здравоохранения РК Разобрать особенности профессии медсестры Рассмотреть модели сестринского дела. Основные вопросы темы: Какова организация медицинской помощи в РК? В чем особенность профессиональной философии? Что такое концепция «Новая медицинская сестра»? Методы обучения и преподавания: малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации и.т.д.
Литература: Лычев В.Г., Карманов В.К. Основы сестринского дела в терапии. – Ростов н/Д: Феникс, с. Обуховец Т.П., Основы сестринского ухода: Учеб. Пособие для мед. колледжей. - Ростов н/Д: Феникс, с. Фомина И.Г. Общий уход за больными. М.: Медицина 2000, 304с. Яромич И.В. Сестринское дело: Учебное пособие – Мн.: Высшая школа, с. Ослонов В.Н. Общий уход за больными в терапевтической клинике:учебн. Пособие для вузов. М:ГЭОТАР-Медиа, 2005,-396с. Заликина Л.С. Общий уход за больными М. Медицина,1984 С.А. Мухина, И.И. Тарновская. Общий уход за больными, М. Мед., 1989 А.Л. Гребенов, А.А. Шептулин, А.М. Хохлов. Основы общего ухода за больными: Учеб. Пособие – М.% Мед, с.
Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.) Вопросы: Что вы знаете о системе здравоохранения в РК? Какие лечебно-профилактические учреждения вы знаете? Какими личностными качествами должна обладать медсестра? Какова роль медсестры в выполнении лечебного процесса? Тесты в блоке контрольно-измерительные средства.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!