ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОМУ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕНТРОМ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ НРАВСТВЕННУЮ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. С.Л. РУБИНШТЕЙН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Межличностные отношения в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления.
Advertisements

Организация общения дошкольников в повседневной жизни и разнообразных видах деятельности.
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре Подготовила воспитатель « Детский сад комбинированного вида « Солнышко.
Проект «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – два разных мира» два разных мира» Автор презентации: воспитатель Попова О.В. Автор презентации: воспитатель Попова О.В. Средняя.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
«Воспитание гуманных чувств и отношений у старших дошкольников» Воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида с.Тюбук Воспитатель МДОУ детский сад.
Инструментарий психолога в контексте ФГОС ДО: программы психологической коррекции Павленко Татьяна Андреевна, к.пс.н., доцент кафедры общей и педагогической.
Теория и методика социального развития дошкольника.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми и родителями старших групп и подготовительных групп Участники проекта: воспитатели, дети, родители,
Вид проекта: Познавательно-игровой Цель проекта: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста путем повышения уровня знаний.
«Теоретические основы социально- нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Подготовила : Воспитатель: Алиева М.Н г.
МБДОУ ЦРР детский сад 2 «Солнышко» Социально - нравственное воспитание дошкольников.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД 23 «РОМАШКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РА ЙОНА МОДЕЛЬ.
Личностно -ориентированное образование семинар для учителей истории и обществознания Сидельникова М.Ю., заведующая ИОЦ отдела образования.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Транксрипт:

ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОМУ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕНТРОМ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ НРАВСТВЕННУЮ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. С.Л. РУБИНШТЕЙН Формирование межличностных отношений дошкольников (рекомендации педагога-психолога / материалы по проведению семинара для воспитателей)

Актуальность темы Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Грамотное формирование межличностных отношений между детьми позволит предотвратить возникновение деструктивных и негативных явлений (жестокость, агрессивность, отчужденность и пр.) в их жизни в будущем.

Цель семинара: приобретение педагогами теоретических и практических ориентиров в области формирования межличностных отношений дошкольников. Задачи: Актуализировать представления педагогов об особенностях общения между детьми на различных возрастных этапах. Расширить знания по диагностике характера детских взаимоотношений. Познакомить с системой игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников.

Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения – это… - избирательные предпочтения детей (социометрический подход); познание и оценка другого и решение социальных проблем (социокогнитивный подход); - отношения как результат общения и совместной деятельности (деятельностный подход).

Вопросы для обсуждения: Как Вы оцениваете ситуацию межличностных отношений в детском коллективе своей группы?

Вопросы для обсуждения: Какие дети становятся предпочитаемыми? Какие дети занимают отверженное положение в группе?

От чего зависят предпочтения детей? Критерии: внешние качества; личностные характеристики (самооценка, темперамент, уровень развития речи и других психических процессов (интеллекта) и пр.); успешность в деятельности; наличие привлекательных предметов; умение разрешать конфликтные ситуации доминирование объектного (идет сравнение другого с собой или использование в своих интересах) или субъектного начала (другой человек уникален; оно поражает сопричастность с другим); рекомендации родителей.

Возрастные особенности общения между детьми Задачи воспитателя по развитию дружеских отношений у детей Характер общения Задачи воспитателя Методы, формы и приёмы работы по реализации задач Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Заполнение таблицы (воспитателями детей младшего и старшего дошкольного возраста – 2 подгруппы)

Возрастные особенности общения между детьми. Задачи воспитателя по развитию дружеских отношений у детей. Характер общения Задачи воспитателя Методы, формы и приёмы работы по реализации задач Младший дошкольный возраст – общение ситуативно-деловое. Характеризуется эмоциональной насыщенностью, нерегламентированностью коммуникативных актов, преобладанием инициативных действий над ответными. Основная потребность – соучастие сверстника. Взаимодействие основано на подражании и эмоциональном заражении. Создание условий и руководство общением детей: 1) обращать внимание друг на друга; 2) побуждать обращаться по имени, смотреть на него, внимательно слушать; 3) разговаривать с другими в привлекательной форме; благодарить за помощь; 4) мотивировать совершать добрые поступки; 5) помогать детям усваивать моральные нормы и правила поведения (оценивать свои поступки и других). Способствование развитию всех психический процессов у детей, в особенности – развитию речи (диалогической, монологической; активизировать словарь). Формировать культурно-гигиенические навыки у детей и другие (в соответствии с возрастными задачами развития). Индивидуальная работа и индивидуальный подход; поощрение и поддержка. Сюжетно-ролевая игра (развитие) и другие виды игр. Чтение художественной литературы, беседы с опорой на картины, иллюстрации Театрализация Праздники, развлечения, досуги. Коллективные работы. Совместная поисково- исследовательская и продуктивная. Упражнения на релаксацию, снятие напряжение, тревожности, агрессивности. Помните, что развитие общения неразрывно связано с развитием речи.

Возрастные особенности общения между детьми. Задачи воспитателя по развитию дружеских отношений у детей. Характер общения Задачи воспитателя Методы, формы и приёмы работы по реализации задач Старший дошкольный возраст – общение внеситуативно- личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своё личности). Потребность в сотрудничестве со сверстником, уважении и признании. В 6-7 лет складываются устойчивые избирательные отношения между детьми. Развитие у детей способности к сопричастности: сопереживанию, сорадованию, содействию: 1)проявлять инициативу; 2) общительность; 3) способность координировать свои действия; 4)умение договариваться и совместно действовать; 5)усваивать моральные нормы и правила поведения; 6)нравственные чувства: осознавать чувства и эмоции и называть их, рефлексия; 7)адекватной самооценки. Индивидуальная работа и индивидуальный подход; поощрение и поддержка. Сюжетно-ролевая игра (обогащение опыта детей) и другие виды игр. Чтение художественной литературы, в том числе пословиц и поговорок, беседы на этические и др. темы, интересующие детей этого возраста. Театрализация Праздники, развлечения, досуги. Проектная деятельность. Поручения и делегирование полномочий. Обсуждение норм поведения и поступков детей. Упражнения на релаксацию, снятие напряжение, тревожности, агрессивности. Помните, что развитие общения неразрывно связано с развитием речи.

Диагностика межличностных отношений 1) субъективные методы: наблюдение, социометрия; 2) субъективные: «Беседа», «Картинки»; 3) восприятие сверстника и самосознание ребёнка: «Лесенка», «Рисунок: Я и мой друг в детском саду» и др.

Проблемные формы межличностных отношений дошкольников агрессивные обидчивые застенчивые ДЕТИ демонстративные

Система игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, с.

Принципы развивающей программы 1. Безоценочность. 2. Отказ от реальных предметов и игрушек. 3. Отсутствие соревновательного момента в играх.

Этапы развивающей программы (задачи) 1 – отказ от речевых способов общения, переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. 2 –внимание к сверстнику становится смыслом всех игр. 3 – отрабатывается согласованность движений, что требует ориентации на действия партнера и подстройки к ним.

Этапы развивающей программы (задачи) 4 – погружение детей в общие для всех переживания; 5 – ролевые игры, связанные с оказанием помощи и поддержки в трудных ситуациях; 6 – вербальное выражение своего отношения к сверстнику исключительно положительного характера; 7 – оказание реальной помощи в совместной деятельности.

Литература по теме: 1. Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, с. 2. Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Конфликтные дети.– М.: Эксмо, Практикум для детского психолога/ Т.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Ростов-на-Дону: Феникс, – 314 с.