ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОМУ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕНТРОМ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ НРАВСТВЕННУЮ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. С.Л. РУБИНШТЕЙН Формирование межличностных отношений дошкольников (рекомендации педагога-психолога / материалы по проведению семинара для воспитателей)
Актуальность темы Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Грамотное формирование межличностных отношений между детьми позволит предотвратить возникновение деструктивных и негативных явлений (жестокость, агрессивность, отчужденность и пр.) в их жизни в будущем.
Цель семинара: приобретение педагогами теоретических и практических ориентиров в области формирования межличностных отношений дошкольников. Задачи: Актуализировать представления педагогов об особенностях общения между детьми на различных возрастных этапах. Расширить знания по диагностике характера детских взаимоотношений. Познакомить с системой игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников.
Что такое межличностные отношения?
Межличностные отношения – это… - избирательные предпочтения детей (социометрический подход); познание и оценка другого и решение социальных проблем (социокогнитивный подход); - отношения как результат общения и совместной деятельности (деятельностный подход).
Вопросы для обсуждения: Как Вы оцениваете ситуацию межличностных отношений в детском коллективе своей группы?
Вопросы для обсуждения: Какие дети становятся предпочитаемыми? Какие дети занимают отверженное положение в группе?
От чего зависят предпочтения детей? Критерии: внешние качества; личностные характеристики (самооценка, темперамент, уровень развития речи и других психических процессов (интеллекта) и пр.); успешность в деятельности; наличие привлекательных предметов; умение разрешать конфликтные ситуации доминирование объектного (идет сравнение другого с собой или использование в своих интересах) или субъектного начала (другой человек уникален; оно поражает сопричастность с другим); рекомендации родителей.
Возрастные особенности общения между детьми Задачи воспитателя по развитию дружеских отношений у детей Характер общения Задачи воспитателя Методы, формы и приёмы работы по реализации задач Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Заполнение таблицы (воспитателями детей младшего и старшего дошкольного возраста – 2 подгруппы)
Возрастные особенности общения между детьми. Задачи воспитателя по развитию дружеских отношений у детей. Характер общения Задачи воспитателя Методы, формы и приёмы работы по реализации задач Младший дошкольный возраст – общение ситуативно-деловое. Характеризуется эмоциональной насыщенностью, нерегламентированностью коммуникативных актов, преобладанием инициативных действий над ответными. Основная потребность – соучастие сверстника. Взаимодействие основано на подражании и эмоциональном заражении. Создание условий и руководство общением детей: 1) обращать внимание друг на друга; 2) побуждать обращаться по имени, смотреть на него, внимательно слушать; 3) разговаривать с другими в привлекательной форме; благодарить за помощь; 4) мотивировать совершать добрые поступки; 5) помогать детям усваивать моральные нормы и правила поведения (оценивать свои поступки и других). Способствование развитию всех психический процессов у детей, в особенности – развитию речи (диалогической, монологической; активизировать словарь). Формировать культурно-гигиенические навыки у детей и другие (в соответствии с возрастными задачами развития). Индивидуальная работа и индивидуальный подход; поощрение и поддержка. Сюжетно-ролевая игра (развитие) и другие виды игр. Чтение художественной литературы, беседы с опорой на картины, иллюстрации Театрализация Праздники, развлечения, досуги. Коллективные работы. Совместная поисково- исследовательская и продуктивная. Упражнения на релаксацию, снятие напряжение, тревожности, агрессивности. Помните, что развитие общения неразрывно связано с развитием речи.
Возрастные особенности общения между детьми. Задачи воспитателя по развитию дружеских отношений у детей. Характер общения Задачи воспитателя Методы, формы и приёмы работы по реализации задач Старший дошкольный возраст – общение внеситуативно- личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своё личности). Потребность в сотрудничестве со сверстником, уважении и признании. В 6-7 лет складываются устойчивые избирательные отношения между детьми. Развитие у детей способности к сопричастности: сопереживанию, сорадованию, содействию: 1)проявлять инициативу; 2) общительность; 3) способность координировать свои действия; 4)умение договариваться и совместно действовать; 5)усваивать моральные нормы и правила поведения; 6)нравственные чувства: осознавать чувства и эмоции и называть их, рефлексия; 7)адекватной самооценки. Индивидуальная работа и индивидуальный подход; поощрение и поддержка. Сюжетно-ролевая игра (обогащение опыта детей) и другие виды игр. Чтение художественной литературы, в том числе пословиц и поговорок, беседы на этические и др. темы, интересующие детей этого возраста. Театрализация Праздники, развлечения, досуги. Проектная деятельность. Поручения и делегирование полномочий. Обсуждение норм поведения и поступков детей. Упражнения на релаксацию, снятие напряжение, тревожности, агрессивности. Помните, что развитие общения неразрывно связано с развитием речи.
Диагностика межличностных отношений 1) субъективные методы: наблюдение, социометрия; 2) субъективные: «Беседа», «Картинки»; 3) восприятие сверстника и самосознание ребёнка: «Лесенка», «Рисунок: Я и мой друг в детском саду» и др.
Проблемные формы межличностных отношений дошкольников агрессивные обидчивые застенчивые ДЕТИ демонстративные
Система игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, с.
Принципы развивающей программы 1. Безоценочность. 2. Отказ от реальных предметов и игрушек. 3. Отсутствие соревновательного момента в играх.
Этапы развивающей программы (задачи) 1 – отказ от речевых способов общения, переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. 2 –внимание к сверстнику становится смыслом всех игр. 3 – отрабатывается согласованность движений, что требует ориентации на действия партнера и подстройки к ним.
Этапы развивающей программы (задачи) 4 – погружение детей в общие для всех переживания; 5 – ролевые игры, связанные с оказанием помощи и поддержки в трудных ситуациях; 6 – вербальное выражение своего отношения к сверстнику исключительно положительного характера; 7 – оказание реальной помощи в совместной деятельности.
Литература по теме: 1. Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, с. 2. Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Конфликтные дети.– М.: Эксмо, Практикум для детского психолога/ Т.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Ростов-на-Дону: Феникс, – 314 с.