Ролевая игра как важная составляющая развития детей дошкольного возраста Составила: воспитатель О. А. Янчевская ГБОУ д/с 2652
ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович ( )- психолог, член-корреспондент АПН СССР (1968), доктор пед.наук(1962), профессор (1965): Вместе с возникновением ролевой игры, возникает и новый период в развитии ребенка, который по праву может быть назван периодом ролевых игр и который в современной детской психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития.
К.Д. Ушинский подчеркивал значимость игры для детского развития: В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности явлений и интересов... В игре уже зреющий человек пробуждает свои силы самостоятельно распоряжается своими же созданиями... К.Д. Ушинский- Великий русский педагог...- родился в 1824 г. в семье отставного офицера, участника Великой Отечественной войны 1812 года.
Содержание: Проблемы игровой культуры в современном мире Фрагмент детской игры (фото/видео) Решение: Работа с родителями Проведение родительского собрания на тему: Игра (ролевая игра) - основной и самый важный вид деятельности дошкольника Анкетирование родителей Памятка для родителей по руководству игровой деятельности. - Игры для девочек и мальчиков. Наблюдение в группе детского сада.
Игровая культура, культура игры в современном мире потеряла свою значимость. Причиной этому можно назвать многие факторы: Разобщенность детей, отсутствие дворовых ватаг и детских компаний. Современный ребенок все меньше включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Передача традиции от старших детей к младшим, от взрослых к детям утрачивается. В однодетной семье не посещающий детский сад ребенок не имеет возможности приобщиться к игровым ценностям, правилам и традициям.
В современном мире все больше и больше детских игр и игрушек, замещающих взрослого. Сейчас родители отдают большее предпочтение ранним интеллектуальным достижениям, а значение живого общения и нравственного становления личности снижается. Даже современное городское пространство ограничивает возможности совместной игры детей.
ИГРА ВОЗНИКАЕТ НЕ ПРОСТО ТАК, ЧАЩЕ НА ОСНОВЕ НРАВСТВЕННО ЦЕННОГО СЮЖЕТА, Т.О ФОРМИРУЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВЛИЯЯ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НЕ ТОЛЬКО В ИГРЕ, НО И В ЖИЗНИ.
Родительское собрание на тему: Игра (ролевая игра) - основной и самый важный вид деятельности дошкольника ЦЕЛИ: Обеспечить понимание родителями необходимости игры (ролевой игры) в жизни ребенка, как неотъемлемой части его развития. Вызвать интерес и желание участвовать в обсуждении проблемы о необходимости развития детской игры. Расширить представления родителей об игре (ролевой игре) как специфическом виде деятельности детей. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Анкетирование родителей с анализом результатов, подготовка фотоальбома (в электронном виде) Мы играем.
Анкетирование родителей на тему: Во что играют ваши дети... Некоторые вопросы повергли родителей в замешательство, а именно: Предлагаете ли вы своему ребенку игры своего детства?Какие?,Играете ли вы со своим ребенком дома? Больше половины респондентов откровенно спрашивали, какие игры нашего детстваимеются в виду,что лучше написать и т.д. В основном это были общие фразы, а кто-то честно написал, что с ребенком дома не играет. После более подробного анализа ответов на вопросы можно сделать неутешительный вывод, что с детьми дома в силу своей вечной занятости играет очень маленький процент родителей, что очень печально.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РУКОВОДСТВУ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игра в дошкольном возрасте- основной вид деятельности ребенка, очень важный. Через проигрывание разных сюжетов и ситуаций, ребенок познает отношения между людьми, правила этих отношений. Однако, не всякое занятие с игрушкой можно назвать игрой. Настоящая развивающая игра - проигрывание роли (доктора,продавца...),придумыва ние и воспроизведение сюжета (бытового или сказочного), создание игрового пространства.
Играть детей нужно учить! Как? Очень просто. Обязательно играть вместе с ними. Играть эмоционально, естественно, с удовольствием. Атрибутов для одной игры не должно быть слишком много. После трех лет возможны игровые замещения (игрушки- заместители). Но пользоваться ими детей тоже обязательно нужно учить,играя вместе с ними.
Игрушки-заместители развивают воображение. В детской комнате или группе д/c можно поставить волшебный сундучок, в котором ребенок смог бы найти различные вещи-помощники для сюжетных игр. Это могут быть ленточки, маленькие подушечки, платки, фартуки, кусочки разных тканей, юбки, шляпы и т.д. По наблюдениям за детьми можно сделать вывод, что активно пользоваться этим сундучком дети начнут не сразу, играя вместе с ними, нужно показывать, как и в каких играх можно использовать те или иные вещи.
Вспомните свое детство и расскажите ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с постепенностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусственно ее ускорить. Стимулируйте речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог.
Как у девочек так и у мальчиков в игровом наборе должны быть куклы. Именно в игре с куклой у детей формируются человеческие качества: у мальчиков- мужественность, отцовские чувства,заботливое отношение к девочкам. У девочек материнские чувства.
Наблюдая за играми своих детей в куклы, вы имеете возможность увидеть то,что волнует вашего ребенка в сложившихся семейных отношениях, свои воспитательные воздействия, применяемые к ребенку.Причем не важно, мальчик играет или девочка. По наблюдению за детьми в своей группе могу сказать, что нет четкого разделения на игры девчачьи и мальчишечьи, есть мальчики, которые и в войну играют, и катают коляску, укладывают спать кукол, готовят им еду.Также и девочки - с удовольствием играют в машинки и т.д.
Поэтому будет очень полезно для развития ребенка иметь и куклу для мальчика и пару машинок для девочки. Дети быстро развиваются, они обязательно должны попробовать себя и в роли водителя, и в роли мамы, папы и т. д.
Спасибо за внимание!