Процедура присоединения к Протоколу РВПЗ в Беларуси Елена Лаевская, доцент юридического факультета БГУ Минск 2011
Факты Протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей Орхусской конвенции (далее – Протокол РВПЗ) – самостоятельное международное межгосударственное соглашение Протокол РВПЗ вступил в юридическую силу 8 октября 2009 Республика Беларусь (РБ) в настоящее время имеет право присоединиться к Протоколу РВПЗ
Требования законодательства РБ относительно присоединения к международному договору требования определены Законом РБ «О международных договорах в РБ» предложение о присоединении Минприроды вносит в Совет Министров предложение должно содержать значительный перечень составляющих документов
Перечень документов, подаваемых вместе с предложением о присоединении к международному договору проект НПА о присоединении (Указ, Закон) копия международного договора на гос. языке обоснование целесообразности присоединения (в том числе оценка финансовых, экономических и политических и иных последствий для РБ) заключение Минприроды, Минюста, МИДа фин/экономическое обоснование затрат, связанных с реализацией перечень НПА, подлежащих изменению, отмене и принятию в связи с присоединением
Дальнейшая процедура Совет Министров рассматривает предложение и передает Президенту Президент вносит договор в Национальное Собрание (Парламент) – в случае ратификации в виде Закона, либо – утверждает договор Указом ! С момента вступления в силу Закона, Указа международный договор является обязательным для РБ (Орхусская конвенция была утверждена Указом)
Законодательная основа (отдельные факты) РБ является Стороной Орхусской конвенции, более 20 иных международных межгосударственных договоров создана система мониторинга ОС и учета вредных воздействий на ОС, институциональная база новые подходы – планируется внедрение системы комплексных природоохранных разрешений (Нац. стратегия внедрения КПР г., Программа деятельности Правительства на г.)
Законодательная основа (2) ЮЛ и ИП обязаны вести учет выбросов, сбросов, отходов в ОС (Закон об ООС) – подлежат учету в эколог. паспорте и статистическому учету сформирован гос. фонд данных о состоянии ОС и воздействиях на нее закреплено понятие «экологической информации», принципы доступа общественности к ЭИ
Законодательная основа (3) ведется статистический учет в области ОС (1-ос (воздух) – выбросы загр-х веществ и диоксида углерода в атм-й воздух от стационарных источников; 1-вода; 1- отходы); приняты СТБ и ТКП, позволяющие вести расчеты выбросов и поглощений парниковых газов, выбросов от сжигания местных видов топлива и т.п.
Первоначальные выводы: учет вредных воздействий на ОС не учитывает все виды деятельности и загрязнители по Протоколу РВПЗ данные учета практически мало доступны посредством электронных баз данных, Интернет разработку правовой и институциональной базы Протокола РВПЗ следует вести с учетом внедрения комплексных природоохранных разрешений в условиях финансового кризиса любые предложения о реформировании учета вредных воздействий на ОС будут восприняты болезненно бизнес сообществом
Вопросы в целях присоединения к Протоколу РВПЗ – нужно показать, что это выгодно государству, общественности, БИЗНЕСУ (есть ли убедительные примеры?) принцип полноты или постепенности (что лучше: сразу стремиться внедрить подход Протокола РВПЗ в целом или начать с малого?) сколько это стоит? (желательно знать о «лучших» и «худших» практиках )
Спасибо за внимание!