Уроки Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем. Цель урока: Формирование умения находить главное и придаточное предложения; Определение места придаточного по отношению к главному; Средства связи с главным.
Задание для учащихся: Продолжите пример трижды, чтобы получилось: 1) простое предложение с однородными членами; 2) сложносочиненное предложение; 3) сложноподчиненное предложение. Налетел порыв ветра… Сделайте вывод об отличиях данных примеров.
Проверьте себя: 1) Налетел порыв ветра и разметал листву. - простое предложение 2) Налетел порыв ветра, и начался дождь. – сложносочиненное предложение 3) Налетел порыв ветра, который заставил нас искать укрытие. – сложноподчиненное предложение
Найти союз и союзное слово, сделать вывод о различии союзов и союзных слов. Сравните: 1) Я написала слово, долго сказать не смела.(А. Ахматова) 2) Мы верно уж поладим, рядом сядем. (И. Крылов) Разграничение союзов и союзных слов. что коль
Вывод: В первом предложении что – союзное слово (что = какой) не только связывает придаточное предложение с главным, но и является главным членом предложения. Союзное слово всегда выделяется логическим ударением, его можно заменить другим союзным словом или членом предложения. Союз можно заменить другим союзом, а в некоторых случаях опустить: Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (И.Крылов) Если в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
Задания для самоконтроля: Найдите главные и придаточные предложения, если есть – указательное слово: Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. (И. Крылов) Того, кого учителем считаю, Как тень прошел, и тени не оставил. (А.Ахматова) Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит. (А.Ахматова)
Выводы: Вопрос к придаточному предложению можно поставить от слова или словосочетания в главном предложении. Придаточное предложение – это ответ на поставленный вопрос, его границы необходимо отметить знаками препинания. Указательное слово всегда находится в главном предложении, являясь его членом, позволяя задать вопрос к придаточному предложению и определить его вид.
Определите место придаточного по отношению к главному: Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего. (В.Арсеньев) Темно-зеленые дубы и липы, которыми плотно заросли озерные берега, четко отражались в неподвижной воде. (В.Солоухин) Экспедиция отправится в Арктику завтра, если будет летная погода. Попробуйте изменить место придаточного по отношению к главному. Сделайте вывод.
Вывод: В одних СПП место придаточного неизменно: придаточное стоит после главного или после того слова, к которому относится. В других СПП место придаточного можно менять.