Исследовательская работа Односоставное предложение в функции газетного заголовка (на материале газеты «Вестник»)
Актуальность исследования Актуальность исследования обусловливается тем, что в наш современный скоротечный век у людей все меньше времени читать газеты, поэтому роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет ли прочитан материал.
Цель работы Целью работы является изучение особенностей односоставных предложений, выступающих в роли заголовков. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать работы, посвященные данной теме; собрать газетные заголовки с помощью метода сплошной выборки и составить картотеку; исследовать различные модели заголовков и выявить их рейтинг.
Объект и предмет исследования Объект исследования - публикации газеты «Вестник» в период с 23 июня по 2 декабря 2011 года в количестве 27 экземпляров. Предмет исследования - заголовки, выбранные автором из публикаций еженедельной газеты Сургутского района «Вестник» в количестве 356 единиц.
Практическая значимость Практическая значимость материалы могут быть использованы при изучении синтаксиса современного русского языка, на спецкурсах, посвященных данной теме, а также на элективных занятиях в школе. Это богатый языковой материал для уроков русского языка как по развитию речи, так и для подготовки к ЕГЭ.
Методы исследования Методы исследования: теоретический – знакомство с литературой по теме, описательный, метод общей выборки, количественный, метод анализа и сопоставления, ранжирования.
Введение Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент издания. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст.
Глава I. Основы теоретического исследования. 1. Односоставное предложение. Типы односоставных предложений Односоставные предложения – это такие предложения с одним главным членом, которые не требуют другого главного члена. Грамматическим центром односоставных предложений является один независимый главный член. По способу выражения главного члена выделяются типы односоставных предложений. В современном русском языке их существует два: глагольные и именные.
В глагольных односоставных предложениях утверждается независимый признак, действие, состояние: В саду пели. В именных утверждается или отрицается бытие предмета: Полночь.
Глава II. Заголовок, его виды и функции Заголовок - полноправный компонент газетного текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного произведения. Следует перечислить основные функции заголовков: графически-выделительная; номинативная; информативная; рекламная;
В бесконечном многообразии форм и типов заголовков непреходяще одно: заголовок должен быть точным, кратким, выразительным, конкретным.
2. Общая характеристика заголовков в газете «Вестник» Заголовки газеты «Вестник» разнообразны. В функции заголовков выступают как простые, так и сложные предложения, последние представлены двусоставными: Ситуация изменится к лучшему (48 от г.) и односоставными моделями: Ледовый дворец мечты (48 от г.). Встречаются заголовки, состоящие из двух и более предложений: Нарушения? Звоните! (41 от г.).
§1. Модели односоставных предложений- заголовков Среди глагольных односоставных предложений преобладают определенно- личные: Сбережём детям зрение (36 от г.) С помощью реальной модальности содержание предложений оценивается как соответствующее действительности: К школе готовы! ( 31 от г)
А ирреальная модальность передает содержание как требуемое, но не соответствующее действительности: Творите добрые дела ( 38 от г). Призыв к действию: Готовьте местных специалистов! (24 от г.), совет: Не губи молодость (24 от г.).
Неопределенно-личные предложения, выступившие в качестве заголовков, выражают независимое действие, представляя деятеля как неопределенного: Имущество оформят на дому (42 от г.); Район не подвели (41 от г.). В некоторых инфинитивных предложениях есть потенциальный деятель: Где нам записаться в добровольцы? ( 47 от г.).
Безличные предложения, использованные в качестве заголовков, немногочисленны: Держать марку (46 от г.) Вопросительные инфинитивные предложения с частицей ЛИ передают нерешительное предположение, сомнение: Надо ли проводить межевание? (48 от ).
В именных односоставных предложениях употребляется независимый именительный падеж существительного и передается грамматическое значение бытийности: Чистая вода в приоритете (47 от г.); В исследованных заголовках преобладают номинативные предложения с реальной модальностью: Неслучайный выбор (32 от г.);
Ирреальная модальность передается с помощью интонации и вопросительного знака: Апокалипсис завтра? (32 от г.). Встречаются распространенные и нераспространенные номинативные предложения: Урок бережного отношения (24 от г.); Благодарность (35 от г.).
§2. Рейтинг синтаксических моделей
Заключение В качестве заголовков газеты «Вестник» выступают все типы предложений, разнообразные по структуре, значениям и функциям. Это простые и сложные предложения, двусоставные и односоставные, полные и неполные.
Между всех односоставных предложений- заголовков особо выделяются номинативные как самая многочисленная группа предложений. Главная функция этих предложений – назвать предмет материала, обозначить его существование. Именно поэтому преобладающий тип номинативных предложений – бытийные.
Цель проводимого опроса – определить, какие заголовки находят больший отклик у читателей и способствуют желанию прочесть статью, помещенную под этим заголовком. Была выявлена следующая закономерность: наибольший интерес вызвали информативные заголовки. Односоставные номинативные предложения. Спасибо за внимание!
Опросный лист Возраст или класс_____________________________________________ Статус (учитель,ученик)________________________________________ Отметьте, пожалуйста, из предложенных заголовков тот, который способствовал бы вашему желанию прочесть статью, помещенную под этим заголовком. Пить или не пить? (48 от г.)_______ Ледовый дворец мечты (48 от г.)_________ Открытие семи чудес (48 от г.)__________ Ах, эти свадьбы! (45 от г.)___________ Апокалипсис завтра? (32 от г.)____________ Мертвые души в школьных стенах (36 от г.)________ Прочный фундамент с юных лет (24 от г.) __________ Знакомьтесь: лучший товар года (45 от г.)___________
Влияет ли выбор статьи от заголовка?____________________(Да/Нет)
Спасибо за внимание!!!