Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М., методист МОУ ДОД «СЮН»
Этапы научного исследования: 1.Определение проблемы, выбор темы исследования, постановка цели и задач. 2.Обзор состояния проблемы, степени ее изученности. 3.Выбор или разработка методики исследования. 4.Сбор материала. 5.Обработка материалов, оформление результатов. 6.Формулировка выводов, которые вытекают из цели работы.
Тема и проблема исследования: При выборе темы, необходимо: избегать «обреченные» темы и неразрешимые проблемы; не выбирать темы, опасные для здоровья детей, например, исследования свалок, очистных сооружений; избегать очень «широкие темы»; постановить проблему, т.е. Проблемный подход – это особый тип взаимодействия учителя и ученика, при котором учитель организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность учащегося на решение системы взаимосвязанных внутри – и межпредметных учебных проблем в условиях целенаправленного обучения его процедурам выдвижения и доказательства истинности гипотез.
Цели и задачи Цель исследования–это то, что должно быть достигнуто в итоге работы. Задачи–это конкретные действия, направленные на достижение цели. Метод–определенный способ деятельности. Методика–совокупность педагогических методов, направленных на решение конкретной цели и объединенных логическим и содержательным единством. Объект –что исследуется? Субъект – кем исследуется? Цели – для чего исследуется? Задачи – как исследуется?
Правила оформления исследовательской работы: Оформление результатов работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы.
Структура исследовательской работы: раздел «Введение»; раздел «Обзор литературы»; раздел «Материалы и методика»; раздел «Характеристика района исследования»; раздел «Результаты исследований»; раздел «Выводы»; Раздел «Литература».
«Введение» В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, ее научное и практическое значение, формулируются цели. «Обзор литературы» Автор должен показать знание основных работ по исследуемому материалу, а также умение работать с литературой.
«Материал и методика» В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда проводил сбор материалов, перечислить объекты исследований. Также следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров. «Результаты исследований» Подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью графиков, таблиц, фотографии и т.п., и в котором делается сопоставление со сведениями литературы. В тексте должны быть ссылки на рисунки или таблицы.
«Выводы» Кратко ( по пунктам) формируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейших исследований. Если в ходе исследования четких результатов получить не удалось, тогда вместо выводов пишется заключение, отличающееся только более пространными обсуждениями. «Литература» В алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Если есть работы изданные за рубежом, то они пишутся также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.
Подготовка доклада и тезисов Доклад – закономерный итог выполнения исследовательской работы. Понимание того, что результаты своей работы нужно будет в дальнейшем представить публично – важный положительный мотив для юного исследователя. Объем доклада 3-4 стр., что соответствует минутному выступлению. Для наглядности доклад сопровождается демонстрацией таблицы и рисунков, которые выполняются на больших стандартных листах чертежной бумаги или в презентации. В тезисах все разделы представляются очень сжато, литературный обзор сводится до минимума. Не менее половины страницы должно занимать описание результатов, которые можно объединить с выводами. Ссылки обязательны. Список литературы не приводится.
Критерий оценки учебно- исследовательской работы: постановка цели и задач, актуальность темы, новизна исследования; обоснованность методов исследования; раскрытие темы: анализ и интерпретация полученных данных; представление данных и обработка; использование специальной литературы; соответствие выводов и рекомендации поставленным задачам.