Пенсионная реформа 3.0 Омельчук Татьяна Академия народного хозяйства при Правительстве РФ
- Прогноз на годы с учетом мер, предусмотренных в проекте бюджета ПФР на годы Год трлн.руб. К ВВП 20131,983,0% 20142,152,9% 20152,302,8% Сумма средств федерального бюджета на покрытие дефицита, валоризацию, компенсацию выпадающих доходов в годах
Вариант доходности в соответствии с доходностью, разнесенной на пенсионные счета до 2011 года, конкретного НПФ (выбрали более 2 млн.чел), далее постепенное повышение реальной доходности (сверх инфляции) до 3% к 2022 году
Для консервативного сценария доходности накопительной составляющей (на основе текущей доходности ВЭБа до 2011 года и далее доходности равной инфляции) при изменении периода получения пенсии в пенсионной формуле с 2014 года с 20 лет до 25,9 лет к 2050 году
При изменении периода получения пенсии в пенсионной формуле с 2014 года с 20 лет до 25,9 лет к 2050 году
Период дожития после наступления пенсионного возраста (по прогнозу ПФР) годлет , , , , , , , ,99
При условии сохранения изменений пенсионной системы, принятых в бюджете ПФР на годы, до 2050 года Сумма средств федерального бюджета на покрытие дефицита, валоризацию, компенсацию выпадающих доходов год млрд.руб.к ВВП ,03,0% ,32,8% ,72,7% ,72,3% ,21,7% ,61,3% ,11,0% ,40,8% ,60,5%
Угрозы Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года Минтруда России 1. Предполагается снизить размер обязательных пенсионных отчислений в 2013 году до 2-4%. Отчисления в накопительную часть 2% приведут к высокой доле издержек на ведение индивидуальных накопительных счетов и к низким размерам выплат 2. С 2014 года для отчислений в накопительную часть в размере 6% работнику предлагается написать заявление и дополнительно самостоятельно уплачивать в накопительную составляющую 2% от заработной платы. В результате в 2014 году отчисления в накопительную часть по сравнению с существующими уменьшатся более чем в 9 раз
Угрозы Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года Минтруда России 3 Произойдет сворачивание системы пенсионных накоплений в России В случае смерти работника до начала получения выплат средства накопительной части наследуются, средства страховой части не наследуются 4. Выплаты накопительной части пенсионной системы напрямую зависят от размера отчислений, их нельзя ограничить или перераспределить в отличие от средств, поступающих на страховую часть пенсии
- неполная реализация пенсионных прав согласно пенсионному законодательству, существовавшему в период уплаты пенсионных взносов с 2002 года - Работник никогда не будет знать размер будущей пенсии (или уже заработанной к определенному году), так как каждый год искусственно будут меняться коэффициенты для расчета пенсии аналогично формуле расчета пенсий, существовавшей до 2002 года - предполагается ежегодное уменьшение искусственных коэффициентов в формуле расчета страховой части для обеспечения заданного размера расходов пенсионной системы. При этом будут искусственно занижаться размеры пенсий 5. Угрозы новой формулы расчета пенсий Угрозы Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года Минтруда России
Пример: среднемесячная заработной платы в стране для исчисления пенсий в формуле расчета пенсий до 2002 года Снижение доли среднемесячной заработной платы в стране для исчисления пенсий к среднемесячной заработной плате в стране обеспечивало снижение размеров пенсий - пенсий. Угрозы новой формулы расчета пенсий Угрозы Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года Минтруда России годДоля среднемесячной заработной платы в стране для исчисления пенсий к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работающих в экономике ,28% ,30% ,95% ,42%
- Угрозы новой формулы расчета пенсий Угрозы Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года Минтруда России Текущее пенсионное законодательство Предложения Минтруда и ПФР стаж работы до достижения пенсионного возраста Стаж работы после достижения пенсионного возраста с сохранением прежнего заработка без отказа от получения пенсии 30 лет5 летувеличение размера пенсии на 12% размер пенсии не увеличивается 20 лет5 летувеличение размера пенсии на 18% размер пенсии не увеличивается -в случае назначения пенсии в общеустановленном пенсионном возрасте предполагается не пересчитывать размеры пенсий при продолжении работы в пенсионном возрасте
- отменяется базовый размер страховой части пенсии, не зависящий от размера получаемой заработной платы. В результате прибавка за дополнительные 5 лет работы (как и весь размер пенсии) будет зависеть от размера получаемой заработной платы. Новая пенсионная формула накажет работников с низкой заработной платой. В настоящее время по существующему пенсионному законодательству при стаже 30 лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста прибавка фиксированного размера страховой части пенсии за 5 дополнительных лет работы при отказе от получения пенсии с 2015 года составит 30% не зависимо от размера заработной платы. Угрозы новой формулы расчета пенсий Угрозы Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года Минтруда России
6. Высокая дополнительная нагрузка на отрасли с большой численностью работников с вредными условиями труда 7. Высокий обязательный тариф отчислений для самозанятого населения приведет к уходу их в тень 8. Расчеты, представленные в Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года Минтруда, содержат много некорректностей. Пример: В прогнозе инерционного сценария прирост численности получателей трудовой пенсии в 2016 году по отношению к 2015 году составляет 1,9 млн. чел. при реальном приросте в год не более тыс.чел. 9. Результат Стратегии Минтруда: уравнительная пенсионная система с низкими размерами пенсий
Необходимые меры в пенсионной системе 1. Только при постепенном повышении пенсионного возраста можно одновременно снизить дефицит пенсионной системы и повысить размеры пенсий 2. При отказе от повышения пенсионного возраста размеры пенсий от мер экономии будут только снижаться. С целью поддержания размеров пенсий понадобится снова повышать тариф отчислений в пенсионную систему
Необходимые меры в пенсионной системе 3. Необходимо постепенно повышать минимальный стаж отчислений взносов для получения трудовой пенсии с 5 до 15 (20) лет с учетом в стаже периодов службы в армии и ухода за ребенком (до 3 лет) 4. Самозанятому населению необходимо предложить ежемесячно добровольно уплачивать взнос в пенсионную систему в размере не менее 7% среднего размера заработной платы в стране При стаже отчислений взносов менее 15 лет работник получит социальную пенсию в размере прожиточного минимума пенсионера на 5 лет позже общеустановленного пенсионного возраста 5. Увеличение тарифа на финансирование досрочного пенсионного обеспечения должно быть постепенным и медленным, при этом следует учитывать увеличение налоговой нагрузки по отраслям