CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH В.Н. Южаков, Директор департамента «Административная реформа» Центра стратегических разработок Е.И. Добролюбова, Генеральный директор Центра экономического и финансового консалтинга 22 марта 2012 года Результаты комплексного мониторинга практики правоприменения Федерального закона от ФЗ Конференция «Развитие государственного управления в России»
Заказчик: Управление делами Президента Российской Федерации Периодичность: ежегодно, 2009 – 2011 гг. Оценка непосредственных и конечных результатов реализации Закона Конечные результаты (социально-экономический эффект): Снижение административных барьеров для развития предпринимательства; Снижение затрат бизнеса, связанных с государственным контролем (надзором) Обеспечение безопасности и интересов «потребителей» и общества в целом (повышение результативности контроля) Непосредственные результаты: исполнение предписаний (норм) ФЗ-294 Оценка перспектив развития контрольно-надзорной деятельности в рамках реализации Концепции снижения административных барьеров Особенности комплексного мониторинга практики правоприменения ФЗ-294 2
Статистические данные об осуществлении государственного контроля (надзора) за I полугодие 2011 г. Доклады об осуществлении государственного контроля (надзора) и об оценке его эффективности Данные, представленные федеральными органами государственного контроля, судебными органами (по запросам) Судебная практика рассмотрения споров в сфере государственного контроля (надзора) Социологический опрос субъектов малого и среднего предпринимательства Мониторинг официальных сайтов контрольно-надзорных органов (в т.ч. региональных) в сети Интернет Источники данных для проведения мониторинга 3
снижение административных издержек бизнеса при проведении государственного контроля (надзора); снижение частоты проверок: в 2011 г. снижение частоты отмечают 37,6% респондентов, в 2010 г. – 44%; по данным статистики в I полугодии 2011 г. количество проверок снизилось по сравнению с I полугодием 2010 г. на 11,3% - выросла доля внеплановых проверок (с 53,5% в 2010 г. до 58% в 2011 г.) в целом, соблюдаются сроки проверок: в 2011 г. 81,2% респондентов отметили, что сроки проверки не превышали 20 дней, в 2010 г. – 67,4% респондентов складывается судебная практика применения ФЗ-294 количество удовлетворенных судом заявлений выросло в I пол г. в 2,1 раза Итоги мониторинга: результативность 4
Влияние мер государственного контроля (надзора), муниципального контроля на деятельность хозяйствующих субъектов Среди ИП отсутствие влияния отмечают 46,5% опрошенных, среди малых предприятий – 36,5%, среди средних предприятий – 27,2% Положительное влияние на безопасность продукции отмечают 28,7% респондентов (отрицательное – 0,7%) В 1,5 раза чаще положительное влияние контрольно-надзорной деятельности отмечают хозяйствующие субъекты, в которых снизились трудозатраты, связанные с проверками 5
Влияние реализации ФЗ-294 на деятельность хозяйствующих субъектов Наибольшее положительное влияние в Самарской обл. (43,7%), наименьшее – в Иркутской, Воронежской, Нижегородской (менее 3%) 6
Итоги мониторинга: непосредственные результаты выполнения норм ФЗ-294 7
Итоги мониторинга ФЗ-294: положительные тенденции Развитие практики представления уведомлений о начале предпринимательской деятельности; Снижение количества проверок (особенно – плановых); Доля проверок, по результатам которых выявлены нарушения: Max: Костромская область (по итогам 80,4% проверок выявлены нарушения), Республика Калмыкия (77,9%), Хабаровский край (70,2%), Тюменская область (69,7%), Чеченская Республика (68,6%), Нижегородская область (65%). Min: Новосибирская область (12,6%), Кемеровская область (19,3%), Мурманская область (21,6%), г. Москва (21,0%), Архангельская область (24,0%). Доля проверок, выявивших нарушения, по фактам которых возбуждены административные дела 88,8% (федеральный уровень), 53,8% (региональный уровень) Рост информационной открытости федеральных и региональных контрольно-надзорных органов Однако уровень открытости информации о деятельности региональных органов государственного контроля (надзора) ниже, чем федеральных (2,7 баллов и 4,5 балла соответственно) 8
Эффективность государственного контроля (надзора): доля проверок, по результатам которых выявлены нарушения По данным за I полугодие 2010 г. и I полугодие 2011 г. 9
Оценка информационной открытости сайтов органов государственного контроля (надзора) субъектов РФ в сети Интернет (2011 г.) 10
Итоги мониторинга 294-ФЗ: проблемы и риски Проблемы координации сроков проведения проверок: «последовательные», а не «совместные» проверки Отсутствие механизмов досудебного обжалования 70-80% проверок, результаты которых отменены, отменены судом Неравномерная нагрузка на сотрудников контрольно-надзорных органов Роструд: 30,7 проверок на 1 госслужащего, занятого госконтролем, за полгода, Роспотребнадзор – 10,1; Росохранкультура – 1,8 От 6 до поднадзорных объектов на 1 служащего Согласование внеплановых проверок с органами прокуратуры Требовали согласования 30,9 тыс. проверок; получено 16 тыс. согласований Судебная практика: при наличии выявленного нарушения факт наличия грубых нарушений при проведении проверки не учитывается несоизмеримость наказания за уклонение от проведения проверки и возможных ее последствий 11
Перспективы оптимизации контрольно- надзорных функций Оптимизация коснется 17% функций ФОИВ, в рамках которых проводится около 20% проверок Сферы (приоритеты) оптимизации не совпадают с основными административными барьерами Сохраняются ограничения сферы действия ФЗ-294 Рассматриваются варианты дальнейшей передачи контрольно-надзорных функций в субъекты РФ 12
Спасибо за внимание!