О мультимодальных кластерах в устной речи Е.А.Гришина Институт русского языка РАН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Зорина Ольга Александровна Место работы: МОУ СОШ 7 г.Новый Уренгой Должность: учитель информатики Урок информатики в 8 классе.
Advertisements

Форма знаков В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные,зрительные слуховыеслуховые, осязательные, обонятельные.осязательные.
Представление информации 8 класс. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств, которые.
Лекция 3. Коммуникативная сторона делового общения.
1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем Знаки: форма и значение.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Формирование фонетических навыков речи. План роль и место фонетики в обучении иностранному языку, виды фонетических навыков; цель обучения произносительной.
С РЕДСТВА КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. П РЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛИ Л АНЦОВА Л.В. Ю РКОВА М.Ю. Ф ИЛИППОВА Р.А. МОУ СОШ 19 Г.В ЫШНИЙ.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Значение и смысл слов, фраз Речевые звуковые явления Выразительн ые качества голоса Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания.
Подготовила: Учитель по РРС и ФПСР Алисейко М.Ю..
Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция.
Знаки: форма и значение Знаки используются для долговременного хранения информации и передачи её на большие расстояния. зрительные, слуховые, осязательные,
Невербальные способы указания на ошибки речи студента На уроках английского языка.
Я ЗЫК КАК СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ Для того чтобы сохранить информацию и передать ее, с давних времен используются знаки.
Форма и язык представления информации. Формы представления информации Знаковой письменной -символьная -графическая -табличная В виде жестов или сигналов.
Язык жестов. Язык жестов - самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится.
Кодирование информации с помощью знаковых систем Цель: Познакомить с видами знаков и знаковых систем, а также способы кодировки информации.
Тема: Цель: Освоить технику основных элементов игры Задачи: 1) Совершенствование ведения без зрительного контроля. 2) Совершенствование передач, остановок,
Транксрипт:

О мультимодальных кластерах в устной речи Е.А.Гришина Институт русского языка РАН

Мультимодальность устной речи В устной речи согласованно используются разные каналы передачи информации В устной речи согласованно используются разные каналы передачи информации Или, что то же, устная речь осуществляется в трех разных модусах Или, что то же, устная речь осуществляется в трех разных модусах –смысловом (семантика, прагматика, стилистика и др.) –звуковом (собственно фонетика и интонация) –зрительном (жестикуляция в широком смысле)

Общепринятые пары Смысл + звучание (передача смысла с помощью тех или иных фонетических и интонационных явлений) Смысл + звучание (передача смысла с помощью тех или иных фонетических и интонационных явлений) Смысл + жестикуляция (согласование или рассогласованность смысловых и жестикуляционных явлений) Смысл + жестикуляция (согласование или рассогласованность смысловых и жестикуляционных явлений)

Мультимодальные кластеры Регулярное сочетание в устной речи явлений разных модусов Регулярное сочетание в устной речи явлений разных модусов Двойные МК: Двойные МК: –смысл ~ звук –смысл ~ жест Тройные МК: Тройные МК: –смысл ~ звук ~ жест

Смысл ~ звук Интонационные контуры по Брызгуновой Интонационные контуры по Брызгуновой Фонетические явления, регулярно передающие один и тот же смысл, например, гортанная смычка после да или нет, имеющая общеполемическое значение (Кривнова) Фонетические явления, регулярно передающие один и тот же смысл, например, гортанная смычка после да или нет, имеющая общеполемическое значение (Кривнова)

Смысл ~ жест Регулярное сочетание одного и того же жеста с тем или иным смысловым явлением Регулярное сочетание одного и того же жеста с тем или иным смысловым явлением Например, жесты с общим компонентом ладонь вверх, Например, жесты с общим компонентом ладонь вверх, –при свободном, а не вынужденном положении ладони –при стационарной кисти (т.е. при отсутствии движения в районе запястья) регулярно сочетаются с тремя разными сценариями регулярно сочетаются с тремя разными сценариями

Ладонь вверх:сценарий ДАВАТЬЛадонь вверх:сценарий ДАВАТЬ Сценарий давать Сценарий давать –передача информации (аргумент, назидание) –говорящий дает возможность увидеть (дейксис)