Тезаурус – запас сокровищ, словарь, глоссарий
Тезаурусное обучение (помогает сворачивать информацию)
Что включает тезаурусное обучение: 1. учебный тезаурус 2. тезаурусное поле понятия 3. алгоритм составления тезауруса
Понятие «тезаурус» пришло в науку: у лингвистов: словарь языка в полной смысловой информацией; в информатике: полный системный набор данных в какой – либо области знаний; в педагогике: полный перечень (список, набор, совокупность, система) терминов, понятий, категорий, дефиниций, характеризующих ключевое слово темы.
С одной стороны, учебный тезаурус – это все средства визуализации (наглядности) учебной деятельности, позволяющие систематизировать, структурировать, сворачивать информацию до минимума, и четко выделять, что главное, а что второстепенное.
С другой стороны, тезаурусное обучение позволяет разворачивать информацию до максимума.
При изучении темы составляется т.н. тезаурусное поле понятия, структурированная система научных терминов наглядно отражающая их взаимосвязи. Что я знаю, что должен знать, или определённое направление поиска (что я узнаю и буду знать)
Тезаурусное поле понятия составляется 2р: в начале урока учителем или в конце урока обучающимися для определения усвоенной информации и оценки уровня информированности (сколько, как глубоко я знаю)
Алгоритма составления тезаурусного поля понятия 1.Развернуть тетрадь 2. В центр внести ключевое понятие, термин, выделить шрифтом. Цветом, чтобы бросалось в глаза (визуализировать); 3.Сформулировать рабочее понятие этому ключевому понятию (надо изучить определения нескольких авторов и выбрать какое – то одно). 4.Подобрать однокоренные слова – дескрипторы, связанные для его описанием, характеристики, уточнения, конкретизация. 5.Тезаурусное поле надо сгруппировать, подобранные слова в тематические блоки (рубрикаторы) и разместить их в тезаурусное поле на основе закономерностей визуализации (наглядного представления и зрительного восприятия информации) что слева, справа, ниже, выше, ближе, дальше от ключевого, т. е. что важнее.
Логика составления тезаурусного поля понятия соответствует логике исторического процесса: слева – прошлое: известная, доказанная, самая значимая, общепринятая информация(её надо повторять, но её не должно быть много) в центре – настоящее: информация, которая ещё не устойчива и может дополняться, закрепляться, перевод информации из теории в практику; справа – будущее: информация на перспективу