Часть А - сокращено число заданий с выбором ответа в части 1 (с 22 до 20). Как и в предыдущие годы, сокращаются наименее значимые с точки зрения целей проверки задания, в частности предполагающие выявление признака указанного понятия. В то же время сохраняются задания, требующие оценить с научных позиций истинность того или иного положения, а также задания на связь теории с социальными реалиями.
Часть В - усложнено задание В2. Предполагается выбор двух (ранее - одного) суждений, выпадающих из представленного ряда. На позиции В8 вводится задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне. Данный тип заданий продолжает линию, представленную заданиями В2, на работу с понятийными рядами, но проверяет иное познавательное умение.
Часть С - уточнены критерии оценивания выполнения задания С8: полное правильное выполнение этого задания теперь оценивается 3 баллами. Повышение балла позволяет более глубоко дифференцировать критерии оценивания, в частности учесть предъявление в качестве ответа простого плана раскрытия темы.
Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
Правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 1 (В1, В2, В8) до 2 (ВЗ-В7) баллов. Задания ВЗ-В7 оцениваются следующим образом: Задания ВЗ-В7 оцениваются следующим образом: 1) полное правильное выполнение задания - 2 балла; 2) выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; 3) неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Полное правильное выполнение заданий части 3 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение 1) заданий С1, С2, С5 выставляется по 2 балла; 2) заданий СЗ, С4, С6, С7, С8 - по 3 балла, 3) задания С9 - 5 баллов. Проверка выполнения заданий части 3 проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
С8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Труд как экономический ресурс. 2) Спрос и предложение на рынке труда. 3) Сегментация рынка труда: а)руководители высшего звена; б)специалисты с высшим образованием; в)персонал средней квалификации; г)высококвалифицированные рабочие и др. 4) Мотивация труда и трудовые отношения: а)оплата труда; б)развитие экономической демократии. 5) Безработица: а)сущность безработицы; б)структура и виды безработицы; в)масштабы безработицы. 6) Государственное регулирование рынка труда: а)стимулирование роста занятости; б)программы профессионального образования; в)программы социального страхования.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Максимально возможный балл за всю работу Продолжительность ЕГЭ по предмету 210 На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: 1-4 1) для каждого задания части минуты; ) для каждого задания части минут; ) для каждого задания част и минут
Общее направление совершенствования КИМ - Усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно- коммуникативные умения выпускников. Сокращено число заданий репродуктивного характера и увеличено число заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний.
В часть 1 В часть 1 включены 5 заданий по истории VIII– XVII вв., 8 заданий по истории XVIII – начала ХХ в. и 8 заданий по Новейшей истории. В части 2 В части 2 – по 3 задания, относящихся к истории VIII–XVII вв. и XVIII – начала ХХ в., 4 задания по Новейшей истории. 3 задания части 2 (В10–В12) могут относиться к любому периоду. В части 3 В части 3 также представлены задания по всем периодам истории (устанавливается такое сочетание заданий, чтобы в совокупности они охватывали основные содержательные разделы курсов истории).
Часть А - до 21 задания сокращено количество заданий части 1. Часть В - до 12 сокращено количество заданий части 2 и включено 3 новые модели заданий (В1О-В12) Часть С - сокращено до 6 количество заданий части 3, в часть 3 включена новая модель задания (историческое сочинение (С6)).
Общее число заданий в экзаменационной работе Каждый вариант КИМ состоит из 3-х частей.
Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа (1 верный ответ из 4-х предложенных). С их помощью проверяются базовые знания исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий; умение производить поиск информации в источнике.
Часть 2 состоит из 12 заданий с кратким ответом (слово (словосочетание), сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.
Часть 3 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений. 1) С1-СЗ - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора). 2) С4-С6 - задания, связанные с применением приемов причинно- следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность цифр. В1, В6, В9, В10, В11 Полный правильный ответ на задания В1, В6, В9, В10, В11 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов. В2, ВЗ, В4, В5, В7, В8 Полный правильный ответ на задания В2, ВЗ, В4, В5, В7, В8 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка - 1 балл; если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов. В12 Полный правильный ответ на задание В12 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка - 2 балла, если допущены две-три ошибки - 1 балл, если допущены четыре и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов.
Ответы на задания части 3 оцениваются экспертами. Полное правильное выполнение заданий CI, С2, СЗ оценивается 2 баллами; заданий С4 и С5 - 3 баллами; задания С6 - 5 баллами. Задание С6 оценивается по двум критериям (указание времени жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется), характеристика основных направлений деятельности и основных результатов деятельности). В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов).
Задание С6 – сочинение (свободный развернутый ответ) на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности. Оно является альтернативным: выпускник имеет возможность выбрать одного из трех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.
Укажите время жизни исторического деятеля (точного указания годов жизни не требуется); Дайте краткую характеристику основных направлений(событий, достижений) его деятельности; Результаты его деятельности (подведение итогов по всем направлениям, что удалось выполнить, что не удалось выполнить); 1-2 предложения собственная оценка результатов деятельности исторического лица.
К1 Время жизни исторического деятеля 1 балл К2 Характеристика основных направлений деятельности и ее результатов (событий, достижений и т.п.) 4 балла Максимально – 5 баллов
П.А.Столыпин председатель Совета министров и министр внутренних дел в годах. Он боролся с первой русской революцией ( годов) и ее последствиями. Деятельность его неоднозначна. Во-первых, он был известен своей аграрной реформой. По ней отделившиеся от общины крестьяне получили отрубы или хутора, а политика переселения позволила освоить просторные земли Сибири. Во-вторых, он был сторонником репрессивных мер. Так, он ввёл военно-полевые суд, где были казнены многие россияне. Оценка современников деятельности Столыпина ясна. Он был убит террористом, но сам реформатор считал, что при ведении мирной внешней и внутренней политики, Россия преобразуется в лучшую страну благодаря его реформам. Реформы Столыпина не были завершены, да и их результаты противоречивы. Так, многие крестьяне, отделившиеся от общины, не смогли организовать свое хозяйство и пополнили ряды бастующих рабочих. Также, переселение крестьян было плохо организованно, из-за чего многие переселенцы вернулись в родные места, озлобившись на правительство. С другой стороны, экспорт сельскохозяйственной продукции увеличился, благодаря тем крестьянам, которые сумели успешно вести единоличное хозяйство. Переселенцы, оставшиеся в Сибири и других необжитых частях страны, освоили территории. Таким образом, я пришла к выводу о том, что деятельность П.А.Столыпина дала положительные результаты.
Комментарий: К1 Время жизни не названо, но указан период деятельности П.А. Столыпина. Оценка – 1 балл К2 Несмотря на неудачную формулировку оценки деятельности П.А. Столыпина (и не требовалось), верно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности - 4 балла
Комментарий эксперта: 1 балл К1 Правильно названы годы формального провозглашения царём и фактического начала царствования Петра I. Оценка – 1 балл К2 В ответе, в основном, приведены биографические факты. Фразу «Пётр развернул масштабные реформы российского государства» можно засчитать как указание на направление деятельности, но оно не охарактеризовано. Нельзя считать приемлемой характеристикой 0 баллов результатов деятельности Петра I указание на создание им регулярной армии. Оценка – 0 баллов
Комментарий: 1 балл К1 Указание времени деятельности принимается в качестве верного ответа. Оценка – 1 балл К2 Верно указано только одно направление деятельности («аграрная реформа»); при попытке его характеристики допущена фактическая ошибка, искажающая смысл ответа («приказ о выходе крестьян из – 0 баллов общины»); характеристика не дана. Второе направление деятельности («создание IV Госдумы») названо неверно. Оценка – 0 баллов
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 210 минут. Примерное время выполнения отдельных заданий, составляет: 1) для каждого задания части минуты; 2) для каждого задания части минут; 3) для каждого задания части минут.