Т ЕМА 2 СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПОВ И ПРОПОРЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т ЕМА 2 СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПОВ И ПРОПОРЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.
Advertisements

1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
Механизм формирования инновационного климата в регионе « ЭКОПРОМ »
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Заседание Президиума Совета Регионального объединения работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей» Вопрос «О разработке.
Информационное общество - этап развития общества, на котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Кластерные организационные технологии, как инструмент повышения конкурентоспособности территорий Докладчик: Киселев Артем Николаевич Президент НП «Национальное.
Транксрипт:

Т ЕМА 2 СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПОВ И ПРОПОРЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1

Структурная сложность экономики как системы предопределяется многообразием ее элементов, числом и разнообразием связей между ними, количеством иерархических уровней, характером подсистем, роль которых выполняют практически все элементы и блоки макроэкономики. Существующая структура экономики сложилась под влиянием длительных процессов общественного разделения труда формирования социальной структуры общества роста и усложнения потребностей человека развития производительных сил, научно- технического прогресса 2

В ИДЫ СТРУКТУР В ЭКОНОМИКЕ Организационно- функциональная Воспроизводственная Отраслевая Технологическая Ресурсная Региональная 3

Сфера материального производства Непроизводственная сфера Сфера создания материально- вещественных благ Сфера межотраслевых системных продуктов Сфера услуг Первичный сектор - добывающ ий, сырьевой Вторичный сектор - обрабатыва ющий Третичный сектор - инфраструкту рный Четвертичный сектор - распределитель ный Пятеричный сектор - управленчес кий Корпорации, предприятия, организации Корпорации, банки, фонды Органы власти, организац ии Региональные экономики Организационно-функциональная структура экономики 4

5 Первичный сектор – угольная, газовая, нефтяная, горнорудная, заготовка древесины, сельское хозяйство и др. добывающие виды деятельности. Вторичный сектор – отрасли: нефтехимия, металлургия, машиностроение, деревообрабатывающая, строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и др. обрабатывающие производства. Третичный сектор - железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный транспорт, связь, электроэнергетика, водо- и теплоснабжение и др. инфраструктурные виды деятельности. Четвертичный сектор - внутренняя и внешняя торговля, финансы, страхование, операции с недвижимостью и др. распределительно- общественные виды деятельности. Пятеричный сектор – здравоохранение, образование, спорт, культура, наука, информатизация, управление и др. социально-управленческие виды деятельности Примерный состав секторов по видам деятельности

Воспроизводственная структура экономики 6 Основные структурные соотношения: а) накопления и потребления; б) предпроизводства и производства; в) производства и рынка; г) производственного, общественного и личного потребления; д) возрастной и видовой структуры основных фондов е) научной и инженерной подготовки; ж) структурной предпринимательской и маркетинговой подготовки; з) инвестиционной и интеллектуальной подготовки производства и др.

Отраслевая структура экономики 7 соотношение вкладов отдельных отраслей в ВВП или экономических ресурсов, прежде всего основных средств производства. Вместо действовавшего В России Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) с 1 января 2003 был введен в практику и в информационную систему государственной статистики Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОКВЭД - построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейской экономическом сообществе (КДЕС ).

Т ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ 8 совокупность технологических укладов, целостных технологических образований, определяющих технологическую базу производства групп однотипных товаров и услуг. Определяющий показатель – соотношение функционирующих технологических укладов.

Ресурсная структура экономики 9 Представление экономики как совокупности процессов по производству и эффективному использованию ресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества, дает основание структурировать экономику по взаимосвязанным процессам воспроизводства основных ресурсов.

Т ЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ - динамическое состояние размещения производительных сил по регионам, связанным в единой системе национальной экономики. 10

С ТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ МОЖНО СГРУППИРОВАТЬ ПО РЯДУ ПРИЗНАКОВ : Историческому – каждому этапу истории присущи свои структурные сдвиги в экономике Территориальному (географическому) – изменения в структуре экономики регионов, областей, стран По охвату хозяйственных элементов – макро, мезо, микро и наносдвиги (экономические интересы и потребности индивида) По скорости, продолжительности, глубине и масштабам изменений – эволюционные и революционные По характеру – обратимые и необратимые 11

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Структурная политика - составная целостная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как средству решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере, определяющая цели, задачи, направления, а также механизм деятельности органов государственной власти при установлении оптимальных пропорциональных зависимостей и структурных связей между различными подсистемами и элементами в экономике в целом, ее сферах, уровнях, воспроизводственных стадиях и процессах 12

С ОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СТРУКТУРНОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК Возрастание удельного веса наукоемких производств в связи с переходом на инновационный тип развития Приоритетное технологическое обновление машиностроения как ядра и базы инновационных преобразований экономики Рост значимости предпроизводственной стадии общественного воспроизводства (интеллектуальной, инженерной, инвестиционной, структурной, предпринимательской подготовки производства) Увеличение доли услуг в ВВП, усложнение и нарастание дифференциации сектора услуг в экономике 13

ПРОДОЛЖЕНИЕ Преимущественное развитие инфраструктурных отраслей (транспорта, связи, информационных систем, рыночной инфраструктуры) Возрастающее преобладание в экономике смешанной формы собственности Усиление социальной направленности экономической динамики, приоритетное обновление социальной сферы Выравнивание социально-экономического т научно-технического развития регионов, стран Рост корпоратизации экономики (интеграции промышленных, финансовых, торговых организаций, слияния компаний с созданием мощной хозяйственной зоны из малых предпринимательских фирм вокруг каждой крупной корпорации) 14

ПРОДОЛЖЕНИЕ Свертывание неэффективных производств, сфер и видов деятельности, продукция которых не востребуется рынком Активное формирование 5-6 технологических укладов Возрастающая ориентация структурной трансформации экономики на социально- экономическую устойчивость и экономическую безопасность Падение доли ТЭК во всех макроэкономических показателях в условиях нарастающего ресурсосбережения Увеличивающаяся потребность структурной адаптации национальной экономики к международному разделению труда в условиях целостности мирового хозяйства 15

ПРОДОЛЖЕНИЕ Возрастание роли транспорта, активизация миграции капитала, формирование межнациональных и межотраслевых объединений (корпораций) Опережающий рост производственного потребления в условиях крупномасштабного технологического обновления производственного аппарата Усиление роли государственного регулирования в структурных преобразованиях, в координации структурной политики с другими политиками и с различными уровнями хозяйственной иерархии 16

Н ЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ АКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В Р ОССИИ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ДВУМЯ ОСНОВНЫМИ ПРИЧИНАМИ : - недостаточной экономической (рыночной) мотивацией сложившихся хозяйственных структур к решению задач технологической и структурной модернизации производства, формированию и освоению новых товарных рынков; - слабостью или отсутствием хозяйствующих субъектов, способных отвечать на сигналы структурокорректирующей политики. 17

С ТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ КОМПЛЕКСЫ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ поступательное развитие нефтегазового комплекса, переход к новым технологиям добычи и переработки топлива базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. В среднесрочной перспективе особенно высок потенциал роста (в том числе путем импортозамещения) среднетехнологичного производства - пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также экспортно ориентированных химической промышленности и цветной металлургии. высокотехнологичные сектора экономики (авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), 18

19 Направления структурной политики в КДСЭР РФ до 2020 г. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах, в том числе: обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям; переход от экспорта первичных сырьевых и энергетических ресурсов к экспорту продукции их глубокой переработки; формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики; укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса; реализация водного потенциала российской экономики; реализация аграрного потенциала в части развития экспорта и импортозамещения на внутреннем рынке продукции сельского хозяйства.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА Промышленность в теориях экономического роста: в «сырьевой» теории, основными категориями являются понятия промышленных секторов. Основными движущими силами развития выступают инвестиции в производство экспортного сырьевого товара и устойчивый внешний спрос. в теории полюсов роста (Growth Pole Theory) основной категорией является понятие отрасли промышленности. "Экономическое развитие" - это структурное изменение, вызванное ростом новых, «увлекающих» отраслей или полюсов роста содержащих движущую силу экономического развития. Эти отрасли, которые инициируют, а затем распространяют развитие на окружающее пространство 20

П РОМЫШЛЕННОСТЬ В ТЕОРИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) В теории товарного цикла основной категорией является понятие жизненного цикла продукции. Классификация товаров по данному признаку позволяет выделить три группы товаров: новые, зрелые и стандартизированные. Экономическое развитие состоит в непрерывном процессе создания новых видов продукции. Основной движущей силой экономического развития является инновационный процесс, воплощающийся в форме разработки новых видов продукции. 21

П РОМЫШЛЕННОСТЬ В ТЕОРИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) в теории гибкой специализации основными категориями являются понятия производственного режима и метода организации промышленного производства. Развитие рассматривается не просто как количественный рост, но еще и как качественное изменение структуры промышленности и конкурентных преимуществ. Основной движущей силой развития является изменение характера спроса, требующее от фирм большей мобильности. 22

П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА Экономическая автономия страны Основоположник – Ф.Лист (Германия) 23 Торговый протекционизм (барьеры импорту субсидирование экспорта и др.) Селекция "национальных лидеров (фирм, отраслей) Государственная поддержка фирм, отраслей Государственное управление промышленностью ЖЕСТКАЯ ПРОМПОЛИТИКА

П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА 24

экспортно-ориентированная (создание условий для роста экспорта определенных ВИДОВ продукции) внутренне ориентированная (защита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности) стратегическая (менее распространенный и не столь явно выраженный тип промышленной политики), направленная на ограничения использования собственных естественных и не воспроизводимых ресурсов (нефть, лес, экология и т.п.). 25 О СНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ( МИРОВОЙ ОПЫТ ).

26 Выбор приоритетов - исходная предпосылка любой промышленной политики. Формирование приоритетов возможно и «сверху»- государством и «снизу» - бизнесом. Масштабная промышленная политика основана на «встречном» движении, диалоге бизнеса и власти (Япония, Корея).

П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В Р ОССИИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) Предпринимательское сообщество: Промышленная политика по определению ТПП - это система мер, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг, человеческого капитала. Целью и смыслом промышленной политики могут и должны стать глубокая структурная трансформация экономики, ее технологическая модернизация. Промышленная политика должна строиться на основе сочетания активной роли государства и рыночных механизмов. 27

П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В Р ОССИИ Законодательная власть Промышленная политика – это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность и ее отдельные сферы хозяйствующих единиц. Объектом является производитель товаров и услуг (производственное предприятие, корпорация, отдельный предприниматель и т.д.) Субъектом является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом. Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей. 28

МЕХАНИЗМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ Первая группа : селективная отраслевая поддержка определенных производств через государственный бюджет; содействие малым и средним предприятиям ; финансирование и организация НИОКР; фонды промышленного развития; стимулирование зон, отстающих в промышленном развитии; ускоренная амортизация; содействие промышленному экспорту; регулирование импорта промышленных товаров; патентное регулирование и стандартизация продукции промышленности 29

МЕХАНИЗМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) Вторая группа : механизмы использования образовательных, налогово-тарифных; денежно-кредитных: инфраструктурных(транспортных, информационных); административно- политических (организационных) ресурсов Третья группа: государственные затраты в смежных областях приоритетного сектора: подготовка кадров за государственный счет по определенным специальностям, проведение НИОКР и передача результатов в частный сектор на льготных условиях, вложения в создание производственно- технологической инфраструктуры (транспортной, коммуникационной). 30

МЕХАНИЗМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) Четвертая группа: меры по снятию (или введению) административных и регуляционных барьеров входа на рынок и выхода с него (регистрация, лицензирование, стандартизация), антимонопольное законодательство, барьеры для слияния и поглощения, организационно- политическая поддержка интересов экспортеров на рынках других стран 31

32 Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Основная цель - получение долгосрочных прогнозов развития мирового производственного сектора и технологических рынков в сценарной форме, а также фиксация позиций российских игроков по отношению к тому или иному сценарию, включая составление дорожных карт достижения лидерства на приоритетных технологических рынках (включая все возможные инструменты государственной поддержки и формы частно- государственного партнерства).

33 Инновации, выбранные в качестве основных направлений промышленного и технологического форсайта Эволюция материалов: новые композиционные материалы и биотехнологии Новая элементная база: технологическое обновление радио- и микроэлектроники Модернизация производств: роботизация и «тотальная» информатизация процессов Управление жизненным циклом больших систем: внедрение инструментов системного дизайна и инженерии; интеллектуальные платформы

П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В Р ОССИИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года Цель - создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны 34

35 Для создания новых отраслей и рынков в рамках реализации программных мероприятий ключевыми являются две задачи: опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей; снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции. Для развития отраслей промышленности, ориентированных на внутреннее потребление, необходимо решить следующие задачи: стимулирование увеличения доли внебюджетных источников финансирования; поэтапное сокращение объемов прямого государственного финансирования отраслей; фокусировка инструментов государственной поддержки на стимулировании спроса. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

36 Поддержка отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, требует решения двух ключевых задач: обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности; стимулирование научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов. А также обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынке; стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; развитие конкуренции, в том числе через поэтапное сокращение доли государства в капитале компаний; координация программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию в потребляющих отраслях энергетического и сырьевого сектора экономики. Ключевой задачей развития ОПК является повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

37 Промышленная политика государства должна быть ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. К таким проблемам можно отнести следующие: структурные диспропорции промышленного комплекса; высокая степень износа основных фондов; низкая восприимчивость к внедрению инноваций; технологическое отставание в ряде отраслей; низкая производительность труда; высокая материало- и энергоемкость производимой продукции; отсутствие современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; недостаточная доля продукции с высокой долей добавочной стоимости; недостаточное кадровое обеспечение; недостаточные финансово-экономические возможности целого ряда отраслей для инновационного развития. Будет сформирована новая структурная промышленная политика, которая позволит наилучшим образом использовать имеющиеся конкурентные преимущества для качественного скачка в развитии отечественной промышленности.

38 Факторы, положенные в основу программы - создание интегрированных структур под государственным контролем; - выход государства из капитала промышленных компаний; - поддержка стратегических инвесторов-лидеров; - создание глобально конкурентоспособного сектора биоэкономики; - стимулирование интенсивного роста, быстрого обновления технологической базы отраслей, способных участвовать в мировой технологической гонке на равных с ведущими экономиками мира - создание комплекса инструментов государственной поддержки на основе принципов проектного финансирования

39 Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы : Новые рынки (не существующие или незначительные по объему, но в долгосрочной перспективе являющиеся основой новой промышленности, например, новые материалы): - композиты; -редкие и редкоземельные металлы; Традиционные отрасли, продукция которых ориентирована на потребительский сектор: - автомобильная промышленность; - легкая промышленность; - народные художественные промыслы.

40 Традиционные отрасли, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос: - металлургия; - тяжелое машиностроение; - транспортное машиностроение; - энергомашиностроение; - станкостроение; - лесная промышленность; - сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность; - машиностроение специализированных производств; - химический комплекс. Приоритеты В сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений: - создание системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле; - разработка и применение единых межгосударственных стандартов; - обновление фонда национальных стандартов путем их гармонизации с международными стандартами; - вовлечение бизнес сообщества в процесс разработки национальных стандартов; - повышение научно-технического уровня государственной эталонной базы России.

41 Инструменты государственной промышленной политики - федеральные целевые программы; - комплекс субсидий и взносов в уставные капиталы; - финансирование НИОКР вне рамок ФЦП, по государственным контрактам и научное сопровождение инновационных проектов государственного значения в рамках государственно-частного партнерства; - инструменты, позволяющие обеспечить паритет или выравнивание условий входа в ту или иную отрасль или на рынок готовой продукции в разных странах; - инструменты нормативного правового характера; - инструменты таможенно-тарифного регулирования и механизмы налогового стимулирования; - инструменты, нацеленных на создание эффективной системы технического регулирования, совершенствование национальной системы стандартизации и обеспечение единства измерений.

42 Ключевыми документами, определившими политику государства в сфере развития промышленного потенциала являются указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", а также отраслевые стратегические документы, увязанные с положениями Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.