Проект «Школа – территория примирения ВРБОО Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка»
Рост детской и подростковой преступности: 2003 г. – 2097 преступлений г. – 2256 преступлений. Трудности в разрешении конфликтных и криминальных ситуациях в школе.
Действуют на принципах восстановительного правосудия. Организуют добровольные встречи сторон конфликта для заглаживания вреда и налаживания отношений. Вырабатывают ответственность за свои действия в конфликтной ситуации. Способствуют восстановлению нормальных отношений в школьном сообществе.
В России ДСП начали развитие с 2000 года по инициативе Центра «Судебно-правовая реформа». В 2004 г. – в Волгограде школы включились в проект В 2008 году – в г. Волжском в школахпоявились первые службы примирения.
Стимулирование благоприятных перемен в области соблюдения прав человека (ребенка) в Волгоградской области. Развитие ювенальных технологий и реабилитационного пространства в системе защиты прав детства. Создание ШСП (школьные службы примирения) для предупреждения, досудебного и внесудебного разрешения школьных конфликтов с акцентом на воспитательные меры воздействия.
Изучить ситуацию по правонарушениям и конфликтам в школе (внутришкольный учет). Рассмотреть практику разрешения типичных конфликтов. Показать на типичных примерах актуальность и практическую значимость внедрения ДСП.
Встреча с администрацией школы. Информирование о начале проекта. Согласование с администрацией школы кандидатуры руководителя службы, который будет иметь доступ к информации о конфликтных ситуациях.
Разработка и утверждение Положения о службе для конкретного учреждения
Включение в должностную инструкцию сотрудника – руководителя службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы.
Подписание приказа о создании службы.
Информационные сообщения (презентации) для педагогического коллектива (классных руководителей) и инспекторов ПДН. Получить одобрение и поддержку педагогического коллектива (акцент на ожидания улучшения дисциплины). Просить их предоставлять информацию в ДСП о конфликтах/ правонарушениях и привлекать ДСП для их решения.
Выпуск информационного бюллетеня (статьи в школьной газете, плаката) о начале проекта.
Информационное сообщение (презентации) для органа детского самоуправления о начале проекта.
Информационные сообщения (презентации) для родителей (на Совете школы, на родительском всеобуче, собраниях) о начале проекта. Просить их предоставлять информацию в ДСП о конфликтах/правонарушениях (особенно о жертвах).
Разработка пакета документов, обеспечивающих работу службы (журнал регистрации поступивших заявок и проводимых встреч, формы отчетов, устав службы, план работы, информационные листы о работе службы и т.п.).
Обучение сотрудников службы навыкам ведения программ восстановительного правосудия. Создание команды специалистов, способных работать в службе примирения, создание мотивации на приобретение новых навыков.
Презентация проекта среди учащихся школы. Привлечение и набор волонтеров для работы в Детской службе примирения. Привлечение в команду позитивных лидеров/авторитетов). Акцент – дополнительное обучение психологии и праву, профильный пришкольный лагерь.
Проведение обучающих семинаров для детей – волонтеров, ведущих программ примирения. Создание команды детей, способных работать в службе примирения, создание мотивации на приобретение новых навыков.
Работа службы по разрешению конфликтных ситуаций. Проведение подростками программ примирения среди подростков.
Проведение рабочих встреч между ведущими Детских служб примирения (взрослыми и детьми) школ – участниц проекта по обмену опытом, разбору сложных ситуаций, и обеспечения стандарта качества работы службы (супервизия).
Подведение итогов. Итоговая оценка эффективности деятельности по проекту.