Интеллект и отношения между сиблингами Алексеева О. С., Козлова И. Е.
Цель исследования оценка влияния сиблинговых отношений на когнитивное развитие старшего и младшего ребенка.
Выборка Выборка включает в себя 160 полных семей, имеющих двух родных детей в возрасте от 8 до 22 лет. Разница между сиблингами не превышает 5-ти лет. Среднее (лет.)Станд. отклон. (лет) Старший сиблинг 17,72,4 Младший сиблинг 14,52,8 Мать 43,54,4 Отец 45,96,2
WAIS-III (адаптация Егоровой М.С., 2001) WISC (адаптация Панасюка, 1979; вариант Филимоненко и Тимофеева, 2001 ) Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (Марковская, 1998) Опросник различающегося опыта сиблингов (Пломин Р., Дэниэлс Д, 1985, адаптация Алекссевой О.С, Козловой И.Е., 2011 ) Методы
Шкалы опросника различающегося опыта сиблингов (SIDE) Отношения с сиблингом: Шкала Доминирования Шкала Антагонизма Шкала Привязанности Шкала Сотрудничества Отношения с родителями Шкала Материнской привязанности Шкала Материнского контроля Шкала Отцовской привязанности Шкала Отцовского контроля Отношения со сверстниками Шкала Ориентации на успешность Шкала Ориентации на девиантное поведение Шкала Ориентации на образование
Различия между старшими и младшими детьми в отношении к сиблингу Параметры Средние показатели Старший сиблинг Младший сиблинг Доминирование 3,192,76 Антагонизм 2,952,80 Привязанность 3,003,23 Сотрудничество 3,302,89 Ориентация на успешность 3,612,87 Ориентация на девиантное поведение 2,963,01 Ориентация на образование 2,893,36
Шкалы опросника родительскойййй- детских отношений Старший сиблинг Доминиров ание Антагонизм ПривязанностьСотрудничес тво Требовательность Контроль Близость Принятие Сотрудничество Последовательность Авторитетность родителя Связь сиблинговых и родительскойййй - детских отношений Статистически значимые корреляционные связи (r-Спирмена) обозначены цветом: отрицательные – синим, положительные – красным.
Шкалы опросника родительскойййй- детских отношений Младший сиблинг Доминиров ание Антагонизм ПривязанностьСотрудничес тво Требовательность Контроль Близость Принятие Сотрудничество Последовательность Авторитетность родителя Связь сиблинговых и родительскойййй - детских отношений Статистически значимые корреляционные связи (r-Спирмена) обозначены цветом: отрицательные – синим, положительные – красным
Шкалы опросника различающегося опыта сиблингов Показатели интеллекта Старший сиблинг Младший сиблинг Доминирование Антагонизм Привязанность Сотрудничество Ориентация на успешность Сиблинговые отношения и интеллект детей
Шкалы опросника различающегося опыта сиблингов Показатели интеллекта Старший сиблинг от 13 до 17 лет Младший сиблинг от 13 до 17 лет Доминирование Антагонизм Привязанность Сотрудничество Ориентациияна успешность Сиблинговые отношения и интеллект детей
Выводы : Старшие дети в большей степени склонны к конфликтному, доминирующему поведению в отношении сиблинга, в то же время они чаще являются инициаторами совместной деятельности, младшие же дети в большей степени эмоционально привязаны к своему сиблингу, больше нуждаются в его поддержке и одобрении. Доминирование старшего ребенка в сиблинговой паре (его склонность к директивному поведению в отношении сиблинга) связано с низким уровнем родительскоййййго принятия, близости, последовательности и сотрудничества, с низким родительским авторитетом. В то же время данный параметр у младшего сиблинга не обнаруживает никаких связей с родительским стилем отношений Проявление антагонизма (конфликтного поведения) по отношению к сиблингу тесно связано с особенностями родительскойййй-детских отношений. Низкий уровень родительскоййййго принятия, эмоциональная холодность, непоследовательность со стороны родителей, низкий родительский авторитет напрямую связаны с конфликтами между сиблингами.
Выводы :. Склонность к доминированию в отношениях больше присуща тому ребенку, у которого ниже интеллектуальные показатели. Старший ребенок с высоким интеллектом склонен проявлять больше сотрудничества в отношениях с младшим. Младший ребенок с высоким интеллектом больше привязан к старшему. Результаты, полученные в группах старших и младших детей одного возраста, доказывают, что обнаруженные закономерности зависят от порядка рождения, а не от возраста детей.