Знаки препинания – это нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.А.Паустовский. Ученики: Исайкина А., Ростомян Г., Ученики: Исайкина А., Ростомян Г., Коскина Т., Чесалова Н., Коскина Т., Чесалова Н., Намазова Г. Киреевичева А. Намазова Г. Киреевичева А. Учитель: Нестерова Л.М. Учитель: Нестерова Л.М.
Пунктуация (от лат. Punctum «точка») – это совокупность знаков препинания и система выработанных и закрепившихся правил их употребления.
Пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и каким приёмам он должен для этого воспользоваться.
Чтобы содержание одинаково воспринималось всеми читающими, необходимо, чтобы значение знаков препинания было установлено твёрдо в пределах одного национального языка.
Запомните: чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо прежде всего определить смысловую сторону предложения и затем его структуру, то есть действовать по формуле: СМЫСЛ + СТРУКТУРА = ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ.
Баллада о знаках препинания
История современной пунктуации.
Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, последовательно обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи: точка и двоеточие в XI веке, запятая в XIV, точка с запятой в XV, вопросительный знак в XVI, восклицательный знак и тире в XVII, многоточие в XVIII веке.
С XVII по XX век получала силу новая идея пунктуации: отмечать не звучащие отрезки речи, которые произносили как бы на одном дыхании (чтобы чтец мог верно произнести этот текст вслух), а смысловые связки слов, важные для понимания текста.
Теперь уже не грамматика и не ритмика фразы, а логика руководит выбором нужного пунктуационного знака.
«В Москве, зачастую, можно видеть, не без изумления, как целые толпы нищих, получают, около домов богатых людей, пищу, или иную какую-нибудь милостыню... Такой образ жизни, пожалуй, освобождает их, как они, довольно заманчиво выражаются, от душевных скорбей и расстройств, но на деле, они, потопляя заботы, тонут и сами...»
«запятая совершенную речь делает» «иногда одна запятая нарушает всю музыку» (слова И. Бунина)
Запятая обязательна там, где она требуется правилами пунктуации.
Русская пунктуация сложилась сравнительно поздно - к началу 19 века и в основных чертах сходна с пунктуацией других европейских языков.
В древнерусской письменности текст не членился на слова и предложения.
Большое значение для развития пунктуации имело введение книгопечатания.
Начало научной разработке русской пунктуации положил гениальный представитель грамматической науки 18 века М. В. Ломоносов в своём труде ''Российская грамматика'', написанном в 1755 году.
Очень обстоятельно изложены правила пунктуации учеником Ломоносова профессором Московского университета А. А. Барсовым в его грамматике, которая, к сожалению, не была напечатана, а дошла до нас в рукописном виде. Грамматика Барсова датируется 1797 годом.
Наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в 19 веке принадлежит академику Я. К. Гроту, книга которого ''Русское правописание'' - результат многолетних исследований истории и принципов русского письма – стала первым в России академическим сводом правил орфографии и пунктуации и выдержала 20 изданий до 1917 года.
В первой половине 20 века вопросам пунктуации уделяли внимание в своих не больших в этой области работах А. М. Пешковский, Л. В. Щерба и некоторые другие лингвисты, в середине и второй половине 20 века появились фундаментальные исследования по пунктуации А. Б. Шапиро.
Несмотря на теоретические разногласия учёных, принципиальные основы русской пунктуации остаются неизменными.
Точка – это прямой удар. Запятая – соскользнувший удар. Скобки – рубящие удары. Слэш – косой рубящий удар. Тире – удар сбоку. Плюс – контрольный удар (при летальном исходе внизу подрисовывается бугорок, и получается могилка).
Поэтому стенограмма короткой драки могла выглядеть примерно так:.. _, / - ( = ^ ~ & +
«Казнить нельзя помиловать»
Смайлики: :-) ;-Р =0
Вывод: Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.