Курс лекций на тему/Course of lectures Вступление в Систиматическое богословие/ Introduction into systematic theology А. Клиновский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
I and society. Plan Aim I in society Friends Classmates Student-teacher Parents and children Brothers and sisters Society in human life Conclusion Source.
Advertisements

What to expect? How to prepare? What to do? How to win and find a good job? BUSINESS ENGLISH COURSE NOVA KAKHOVKA GUMNASUIM 2012.
Lesson 2. How to say hello & goodbye ?. When we first meet someone whether it is a person we know or someone we are meeting for the first time, we will.
Учимся писать Эссе. Opinion essays § 1- introduce the subject and state your opinion § 2-4 – or more paragraphs - first viewpoint supported by reasons/
January 19 of 2013 on the Gregorian calendar, the Orthodox Church in Ukraine celebrates Epiphany, which is popularly called Vodokreschenie.
How to crack technical interview ? Yogesh Mehla. Many of my friends who are technically good and even great, but they are unable to crack their first.
After a car accident one man found himself in hospital. He was unconscious for several days. Being delirious he saw God. And he said...
Пишем эссе Необходимые фразы. Фразы, вводящие выражения мнения I think (believe, suppose) that, In my opinion, As I see it, I am absolutely sure that,
It's great to be a teenager. It's fearful to be a teenager. Being a teenager is romantic. It's fun to be a teenager. It's not easy to be young.
Featuring the art of Henry Martin Copyright © 2007 Free Use for ministry purposes.
A Legend School 16. T h e r e a r e f e w o f u s a n d w e c a n t s o l v e a l l t h e p r o b l e m s ! I t h i n k, w e s h o u l d s t a y h e r.
Which is the best age for marriage? Made by Dmytro Pereckrestenko.
Love And Marriage. You choose what life you would like to have You are a creator of your life. It can be a wonderful happy marriage or… Or you can get.
A poem on Children. Why God Made Teachers ? God understood our thirst for knowledge, and our need to be led by someone wiser; He needed a heart of compassion,
(Nicodemus visits Jesus) Presented by Sermons 4 Kids Featuring the Art of Henry Martin.
What is FRIENDSHIP ? Friendship is love without wings Byron Дружба – это любовь без крыльев. Джордж Гордон БАЙРОН.
The presentation is prepared by Senashov Egor & Sechko Yurij pupil of the 8 th form V " school2.
УРОК В 10 КЛАССЕ «Enjoy English», Биболетова M.З. УРОК - ДЕБАТЫ Цветкова Ольга Александровна.
1. Do you like your school? I should say that I love my school a lot. For me its not only a building where I get knowledge, but also the second home of.
MonicaRachaelPhoebeJoeRossChandler A friend in need is a friend indeed. Make new friends But keep the old One is silver and the other gold! The best.
Транксрипт:

Курс лекций на тему/Course of lectures Вступление в Систиматическое богословие/ Introduction into systematic theology А. Клиновский.

І. Деление богословия (теологии) /Division of the theology А. Слово теология, как и богословие состоит из 2 частей: Теос – Бог и логос – слово/ The word theology consists of two parts Theo – God and logos - word Б. Вся теология делится/ Whole theology is divided by:

І. Деление богословия (теологии) /Division of the theology 1. Экзегетическая теология помогает толковать Божье Слово/ Exegetic theology helps to interpret the Word of God - Изучение библейских языков/ Studying Bibles languages - Библейская археология/ Bible archeology - Вступление в Библию/ Introduction to the Bible - Библейская герменевтика (экзегетика)/ Bible hermeneutic (exegete)

І. Деление богословия (теологии) /Division of the theology 2. Историческая теология рассматривает происхождение, развитие, и распространение истинной веры, ее догматы, постановления и обряды/ Historic theology studies origin, development and spread of the true faith, its dogmas, decisions and devotions - Библейская история/ Biblical history - История церкви/ Church history - История миссий/ Missions history - История догматов/ dogmas history - История вероучений и вероисповеданий/ Denomination history

І. Деление богословия (теологии) /Division of the theology 3. Систематическая теология берет материалы с экзегетической и исторической теологии и упорядочивает их в логическом порядке/ Systematic theology uses sources of exegetic and historical theology organizing them in their logic order - Системное изложение доктрин/ Systematic statement of doctrines - Апологетика/ Apologetics - Библейская этика/ Biblical ethics

І. Деление богословия (теологии) /Division of the theology 4. Практическая теология учит применению в жизнь того, что учат 3 предыдущие/ Practical theology teaches how to apply into a practical life what 3 listed above teach - Гомилетика/ Homiletics - Организация и управление церкви/ Organization and management of a church - Пасторология/ Teaching about pastors - Миссионерская деятельность/ Missioners activity - Христианская жизнь (учение о морали) и другие/ Christian life (teaching about moral) and others

ІІ. Что такое Систематическое богословие? /What the systematic theology is? 1. Под Систематическим богословием (догматика) мы понимаем систематическое изложение основных истин Священного Писания/ Systematic theology (dogmatism) we understand as systematic statement of the principal truths from the Scripture 2. Заданием догматики есть глубокое и всестороннее исследование основных истин христианской веры, как они изложены на страницах Ветхого и Нового Заветов/ The purpose of the dogmatism is to reasearch deeply and comprehensively the principal truths of the Christianity as they are described in Old and New Testaments

ІІ. Что такое Систематическое богословие? /What the systematic theology is? 3. В результате такого глубокого изучения этих основных истин Священного Писания, мы увидим, что Библия дает нам единое, завершенное, и полностью способное удовлетворить наш ум и сердце христианское мировоззрение/ As the result of going deeply into these principal truths from the Scripture we can see that Bible gives us the united, complete Christian worldview that is able to satisfy our mind and heart

ІІ. Что такое Систематическое богословие? /What the systematic theology is? 4. Мы имеем полное право не только самостоятельно исследовать Писание, но и пользоваться благословенными произведениями истинных христианских богословов/ We have a full authority not only to study the Scripture on our own, but also to use the blessed works of true Christian theologians

ІІ. Что такое Систематическое богословие? /What the systematic theology is? 5. Было время, когда догматики и вообще систематического богословия не существовало в Церкви, христиане того времени знали только 66 книг Библии в каноничном укладе/ There was a time, when dogmatism and systematic theology did not exist in church at all, those days Christians knew only 66 books of the Bible in canonical form

ІІ. Что такое Систематическое богословие? /What the systematic theology is? 6. Обычно, для познания Христа и осуществленного Им спасения для человеческого рода не нужно Систематическое богословие, для этого хватит Евангелия/ Normally, to perceive Christ and salvation that He accomplished for the mankind we do not need the systematic theology. It is enough to have the Gospel Но богословие в целом и догматика, в частности прислуживаются по делу/ But theology and theologians over all as a dogmatism are necessary for: - Воспитания Церкви/ Raising up the church - Толкования верующим драгоценных истин Священного Писания/ Interpretation the precious truths of the Scripture to the believers

ІІІ. Ценность Систематического богословия (догматики)/ Value of the systematic theology (dogmatism) 1. Догматика дает нам/ Dogmatism allows us: а. Ясное понимание каждой отдельной библейской истины/ Clearly understand each separate Biblical truth б. Способствует укреплению и приумножению нашей веры/ Assist to strength and gain our faith 2. Догматика помогает нам/ Dogmatism helps us: а. Не только самим усваивать большие истины Святого Письма/ Not only ourselves to understand the great truths of the Scripture б. Но и другим давать ответ о надежде (1 Петр. 3:15)/ But also to give others an answer about hope (1 Pet.3:15)

ІІІ. Ценность Систематического богословия (догматики)/ Value of the systematic theology (dogmatism) 3. Догматика поможет/ Dogmatism will help: а. хранить учение Святого Письма в чистоте и истине/ To keep the teaching of the Holy Scripture pure and truthful - Она заслон от всяких лжеучений и еретических понятий/ It prevents from all false teachings and heretical doctrines б. Догматика это прожектор, который своим ярким светом разоблачает/ Dogmatism is like a projector which discloses everything with its bright light - всю грязь, внесенную в кристально чистый источник Слова Божьего - муть человеческих выдумок и искривленных толкований/ All the impurity that is brought into crystal clear source of the Word of God – cloud of mans contrivances and wry interpretations

ІІІ. Ценность Систематического богословия (догматики)/ Value of the systematic theology (dogmatism) 4. Догматика это острое оружие в руках воинов Христа в борьбе за евангельскую веру/ Dogmatism is a sharp weapon in the hands of a soldier of Christ 5. Догматика это знание всего того, о чем говорит Бог в Своем Слове/ Dogmatism is a knowledge of all things that God speaks in His Word а. О многовековом периоде истории Царства Божьего от дней сотворения мира до дней создания нового неба и новой земли (1 М. 1 и 2 разд., и 22 разд.)/ About the centuries-old period of the history of the Kingdom of God from the days of creation till the days of the new heaven and earth

ІІІ. Ценность Систематического богословия (догматики)/ Value of the systematic theology (dogmatism) 6. Догматика/ Dogmatism: а. Ставит каждую основную истину в Библии на свое место/ Puts every Biblical truth in its own place б. И таким образом помогает нам равномерно заниматься каждой библейской истиной в частности, не забывая о ни одной из них/ Thus, it gives us a chance to work on each Biblical truth specifically without ignoring any of them

ІІІ. Ценность Систематического богословия (догматики)/ Value of the systematic theology (dogmatism) Вывод: Таким образом, догматика является/ Conclusion: Thereby, dogmatism is: а. Одной из важнейших отраслей богословия/ One of the most important branches of the theology б. Огромной ценностью для каждого исследователя Писания/ The valuable thing for those who study the Scripture в. Особенно для проповедника Евангелия и служителя Церкви/ Especially for the preachers of Gospel and Church ministers

ІV. Источники догматичного богословия / Sources of the dogmatic theology 1. Догматика должна базироваться исключительно на богодухновенно книгах Старого и Нового Заветов/ Dogmatism must be based only on the books of the Old and New Testament which are inspired by God

ІV. Источники догматичного богословия / Sources of the dogmatic theology 2. Библия это Слово Божье/ Bible is the Word of God а. Вот почему она является Книгой всех книг/ That is why it is the Books of all books б. И вот почему она есть/ And that is why It is: - Базой догматики/ The base of dogmatism - Основанием нашего вероучения/ The ground for our dogma - Единственным источником для изучения и познания всех основополагающих истин христианской веры/ The only source for studying and perceiving of all fundamental truths of Christianity

V. Процес становления Библии/ The process of Bible formation Путь передачи: - Бог - Божье Слово - Богословие/ -Process: God – Gods Word - Theology

V. Процес становления Библии/ The process of Bible formation Бог открывает себя таким образом/ God reveals Himself in such a way: а. Откровение, - Бог открыл Себя в Своих деяниях и через писателей Библии/ Revelation, - God revealed Himself in His deeds and through the authors of the Bible б. Богодухновенность, - Все Писание Канона богодухновенно/ Inspiration from God, - The whole Scripture of canon is inspired by God

V. Процес становления Библии/ The process of Bible formation в. Текст, - Все книги состоят из текстов на разные темы/ Texts, - All books include texts on different topics г. Канон, - Написанные книги собраны в Канон (66 книг: 39 – С. З.; 27 – Н. З.)/ Canon, - All written books form canon (66 books: 39 – O.T; 27 – N.T) В результате мы получили Библию/ As a result of it we have the Bible

VІ. Этапы образования богословия / Stages of the Bibles formation 1. Толкования - определение того, на что указывают слова Писания в реальном мире/ Interpretations - definition of the events which words from Scripture are pointing at in our days а. Библия толкуется согласно правил Герменевтики/ The bible is interpreted according to rules of Hermeneutics

VІ. Этапы образования богословия / Stages of the Bibles formation 2. Понимание, - Правильное толкование приводит/ Understanding, - Correct interpretation leads to: а. К правильному пониманию его теоретического содержания/ Correct understanding of its theoretical content б. и практического применения/ And of its practical use

VІ. Этапы образования богословия / Stages of the Bibles formation 3. Выделение, - Выделить все тексты, которые говорят на заданные нами темы по группам, из них выводим доктрины/ Emphasize, - Mark out all texts in groups, which speak of assigned topics, we form doctrines out of them а. Доктрина, это/ Doctrine is: … сопоставление разных отрезков Писания на одну тему, чтобы образовать какую-то мысль, или учение/ Comparison of different passages of the Scripture on the same topic in order to form some idea or doctrine

VІ. Этапы образования богословия / Stages of the Bibles formation б. Доктрина не выводится из одного текста, для образования доктрины нужно/ Doctrine is not brought out of one passage. To create a doctrine we need: … Взять все тексты Библии на заданную тему/ Choose all passages from the Bible of assigned topic … Если хоть один текст противоречит выведенной доктрине, - доктрина не библейская/ If at least one passage contradicts formed doctrine, this doctrine is not Biblical

VІ. Этапы образования богословия / Stages of the Bibles formation в. Некоторые невежды, или недобросовестные учителя заведомо не замечают тексты, которые не вписываются в их учение и так строят доктрины/ Some unwise and unprincipled teachers deliberately ignore texts which do not fit into their teachings and that is how they create their doctrines

VІ. Этапы образования богословия / Stages of the Bibles formation 4. Организация, - Организовать порядок размещения доктрин/ Organization, - Put in order all doctrines В результате мы получаем богословие/ As a result, we get theology

VІІ. Выведение доктрины/ Formation of doctrines Нужно принять во внимание такие процессы при выведении доктрины/ We have to attend such processes while forming a doctrine: 1. Всеобъемность, - взято ли все, что говорит Библия на эту тему/ Universality, - Check if everything that Bible tells about this topic is involved 2. Сплоченность - примирить кажущиеся противоречия между текстами/ Unity, - Smooth over some contradictions among the texts а. Тексты Писания никогда не противоречат друг другу, а раскрывают и дополняют друг друга/ Texts from the Scripture never contradict, but reveal and complete each other

VІ. Этапы образования богословия / Stages of the Bibles formation 3. Последовательность - соединить тексты и мысли в логической последовательности/ Consecution – put together texts and ideas in their logical order а. Иногда это означает/ Sometimes it means: - Следующая мысль вытекает из предидущей/ The following thought comes out of previous one - Время получения откровения, или последовательности событий/ Time to receive the revelation or the order of events 4. Ясность, - Выразить ясными, понятными словами/ Clarity, - Express the meaning, using clear, understandable words

VІІІ. Путь выведения доктрины / Methods of the doctrine formation Есть несколько сформулированных моделей выведения доктрин. Взять все, что говорит Библия на эту тему (Обязательное для всех моделей)/ There are several stated models of doctrine formation. Take into consideration everything that Bible tells about this topic 1. Аналогия веры. Писание толкуется Писанием (Взято из реформации)/ Analogy of faith. Scripture is interpreted by Scripture (Taken from reformation)

VІІІ. Путь выведения доктрины / Methods of the doctrine formation 2. Верное воображение/ Right imagination а. В уме сопоставляем все тексты/ Compare all passages in our mind б. И выводим общее мнение. (Келси, 1975)/ And make a general conclusion - Лучше это называть Откровение Святого Духа, а не воображением/ It is better to call it Revelation of the Holy Spirit instead of imagination 3. Симфоническое богословие. Все тексты, логически последовательно расставленные, как ноты в музыке, составляют симфонию/ Symphonic theology. All texts are logically put in order as musical notes, that compose a symphony Вывод: Каждый этап верный и дополняет друг друга/ Conclusion: Each stage is true and completes another one

ІХ. Выражение доктрины/ Expression of the doctrine 1. Нужно выразить доктрину верными словами, чтобы сберечь истину и передать ее другим/ It is important to represent a doctrine with right words in order to keep the truth and pass it to others 2. Но этих слов нет в Писании, поэтому нужно подобрать верные слова, которыми выразить доктрину. (Например: Бог Триединый)/ There are no such words in the Bible, nevertheless we have to find right ones to represent a doctrine (For instance: God is Triune)

ІХ. Выражение доктрины/ Expression of the doctrine 3. Проблема слов/ Words issue а. Слова со временем меняют свою смысловую нагрузку, например/ As time goes by, words change their meaning. For instance: - Слово «товарищ» после революции и теперь/ Word fellow after revolution and now б. В разных диалектах слова имеют разную смысловую нагрузку, например/ Words have different meaning in different dialects. For instance: - Слова «гулять» и «играть»/ Word- combination have a good time and word play

ІХ. Выражение доктрины/ Expression of the doctrine в. В разных контекстах одно и тоже слово имеет разный смысл/ Same word has different sense in different context - Слово «гуляет» будет иметь разные значения к ребёнку и ко взрослому/ Word- combination have a good time will have a completely different meaning concerning the child and adult г. Существуют слова омонимы/ There are such words, called homonyms - Коса, духи и т. Д

Х. Развитие доктрин/ Doctrine development 1. Как добавлялись знания на данную тему с течением времени. Это определяется временем жизни написания послания/ How the knowledge of a certain topic was added up after a period of time. It is determined by the period of time and writing 2. В ВЗ откровения о Боге развивались так: Моисей, Псалтырь, Исаия, Иеремия, Даниил, Ездра/ Revelations about God in Old Testament were disclosed in these ways: Moses, Psalms, Isaiah, Jeremiah, Daniel, Ezra 3. В НЗ: Синоптических Евангелиях (3 первых), Деяниях, Ев. Ивана и его послания, посланиях Петра и Павла/ New Testament: Synoptical gospels (first 3), Acts, Gospel of John and his other messages, Peter and Pauls messages

Х. Развитие доктрин/ Doctrine development 4. Правила развития/ Rules of development а. Следующие откровения не противоречат предыдущим, а дополняют и раскрывают их/ Next revelations do not contradict a previous ones, but they complete and reveal each other б. Верное понимание мысли будет то, которое могли иметь люди, кому послание адресовалось. Поэтому нужно выучить, что уже было открыто на эту тему, что люди могли уже знать/ Right understanding of the idea will be the one, that people, to whom massage was addressed, could have. That is why we need to find out what was already discovered and what did people know already at that time.

Х. Развитие доктрин/ Doctrine development Например: Открытие о Христе – Мессии/ For example: Knowledge about Christ – the Messiah - Книги Самуила: Христос – Царь Израиля/ Book of Samuel: Christ is the King of Israel - Псалтырь: Христос – Царь мира/ Psalms: Christ is the King of the world - Евангелие (Синоптики): Христос – Искупитель греха/ Gospel: Christ is the Redeemer - Ев. Иоанна и его послания: Христос – Бог/ Gospel of John and his messages

Х. Развитие доктрин/ Doctrine development Пребывание Бога/ Gods dwelling - Пятикнижие – Святилище/ Five books of Moses - Sanctuary - Самуил – Иерусалимский храм/ Books of Samuel – temple of Jerusalem - Послание – Церковь/ Gospel - Church - Откровение – Новый Иерусалим/ Revelation – New Jerusalem

ХІ. Организация доктрин/ Doctrine organization 1. Есть ли потребность в организации доктрин?/ Is there a need to organize all doctrines? а. Из создания системы мы создаем всеобъемлющее мировоззрение и вероучение/ By creation the doctrine system, we have a comprehensive worldview and dogma

ХІ. Организация доктрин/ Doctrine organization Системы организации/ Systems of organization а. Антропологическая. Доктрины организуются вокруг нашего переживания и опыта с акцентом на то, что Бог делает для человека. Поддерживал Шлейермахер/ Anthropological. Doctrines are formed upon our experience plus Gods influence on people. Supported by Shleyermaher б. История спасения. Доктрины развиваются вокруг Божьего плана спасения с акцентом на историю Божьего народа (Израиль и церковь)/ History of salvation. Doctrines are developing in a circle of Gods plan of salvation including the history of Gods nation (Israel and Church)

ХІ. Организация доктрин/ Doctrine organization в. Троица. Доктрины формируются вокруг природы Бога и Его работы. Что делал Отец, Сын, Дух Святой (Кальвин)/ Trinity. Doctrines are forming by the idea of Gods nature and His works. Work of Father, Son and Holy Spirit (Calvin) г. Аналитическая. Доктрины формируются вокруг конечной цели для человека. Использовал Каликстус (17 ст.). Теперь встречается редко/ Analytic. Doctrines are forming by the idea of a final purpose for mankind. Used by Calictus (17 century), rare now. д. Синтетическая. Доктрины расположены, начиная с Бога и дальше в логическом порядке. Мы придерживаемся данной системы. Она сама распространена/ Synthetic. Doctrines are arranged, starting from God and then in their logic order

ХІ. Организация доктрин/ Doctrine organization - Учение о Боге (Теология)/ Teaching about God - Учение об Иисусе Христа (Христология)/ Teaching about Jesus Christ - Учение о Святого Духа (Пневматология)/ Teaching about Holy Spirit - Учение об ангелах. (Добрых и злых) (Ангелология)/ Teaching about angels (kind and evil) - Учение о Слове Божье (Библиология)/ Teaching about the Word of God - Учение о человеке (Антропология)/ Teaching about human - Учение о грехе (Хамартология)/ Teaching about sin - Учение о спасении (Сотериология)/ Teaching about salvation - Учение о Церкви (Екклезиология)/ Teaching about church - Учение о последних событиях (Эсхатология)/ Teaching about last days

ХІІ. Понятие о статусе/ Concept of Status 1. Выводится из философских утверждений о конкретных и общих (абстракция, универсалы) понятиях/ Took out of philosophic statements about specific and general (abstraction, universals) concepts а. Конкретности, это отдельные предметы, которые существуют в реальности/ Specifics are those that exist in reality б. Абстракция (Универсалы), это представление группы предметов по их классу в реальности. Abstraction (universals), it is a representation of a group of subjects in reality by their class. For instance:

ХІІ. Понятие о статусе/ Concept of Status Например/ Abstraction - Книга – абстракция, ее не существует, она носит название идеальная книга/ Book is an abstraction, it doesnt exist, it is called an ideal book - Идеальный студент, это не наилучший студент, а представляющий всех/ An ideal student, this is not the best student, but the one who represents all

ХІІ. Понятие о статусе/ Concept of Status 2. Утверждения философов/ Philosophical statement а. Платон: Универсалы существуют в мире идей, которые являются частью реальности/ Platoon:Universals exist in world of people, whom are a part of reality б. Аристотель: Универсалы существуют в конкретностях. Мира идей нет. Есть только наш реальный мир. Универсалов не существует/ Aristotle: Universals exist in specific things. There is no world of ideas. There is only our real world. Universals do not exist at all в. Росселинус: Универсалы существуют лишь в уме (номинализм)/ Rosselynus: Universals exist only our mind (nominalism) г. Вильям: Универсалы существуют в реальности. (реализм)/ William: Universals exist in reality

ХІІ. Понятие о статусе/ Concept of Status Вывод: Тяжело найти хотя бы одно абсолютно верное философское утверждение, применимо к божественным понятиям/ Conclusion: It is hard to find at least one absolutely correct philosophical statement that refer to theological concepts

ХІІ. Понятие о статусе/ Concept of Status 3. Какой статус имеет доктрина?/ What is the status of a doctrine? а. Библия, тексты – конкретности, истина/ Bible, texts – specifics, truth б. Доктрина – универсал, истина или нет?/ Doctrine – universals, truth or not? в. Универсалы (доктрины) существуют в конкретностях (текстах). Ее богодухновенность зависит от степени приближения ее к Слову Божьему/ Universals (doctrines) exist in specifics (texts). Its inspiration depends on how close it is to the Word of God

ХІІ. Понятие о статусе/ Concept of Status Вывод: Каноническое богословие находится в Библии и считается нормативным/ Conclusion: Canonical theology is in the Bible and considered as normative Наши заявления (доктрины) никогда не будут иметь такого статуса (степени богодухновенности), как Библия. Например –Символ веры/ Doctrines will never have the same level of inspiration as Bible has. For instance: Symbols of faith

ХІІІ. Теологический центр/ Theological center 1. Теологический центр, это наиболее важное в Библии/ Theological center, it is the most important in the Bible а. Возражение: Если мы найдем такой центр, то другие темы будут унижены/ Objection: If we find such a center then other topics importance will be minimized - Получим искаженное значение Библии/ We will have perverted meaning of the Bible

ХІІІ. Теологический центр/ Theological center б. Защита: Иисус сказал, что есть более важное в Законе, - Мт.23:23 (суд, милость и вера)/ Defence: Jesus said that there is something more important in the Law, - Matt.23:23 (judgment, mercy and faith) в. Существование канона говорит/ Canon tells about: - Что существует стандарт, на который все должно равняться/ standard that everybody should follow - Что Бог хотел сказать что-то самое главное/ God wanted to tell us something very important

ХІІІ. Теологический центр/ Theological center 2. Разные предложения относительно того, что является центром/ Different ideas about what the center is: а. История спасения/ Salvation б. Завет/ Covenant в. Искупление, или крест/ Redemption or the cross г. Сам Христос/ The Christ Himself д. Любовь Бога/ Love of God е. Церковь/ Church є. Общение с Богом/ Relationships with God ж. Выполнение Божьих обетов/ Fulfillment of Gods promises

ХІІІ. Теологический центр/ Theological center Наш выбор/ Our choice:... Центром нашей догматики есть Бог, наиболее полное открытие Которого мы имеем через Иисуса Христа. Вокруг Него, как планеты вокруг солнца, вращается все догматическое богословие/ The center of our dogmatism is God, Whom we can perceive in the most absolute way through Jesus Christ. All the dogmatic theology is around Him, as planets are revolving around the sun.