МОУ Пречистенская СОШ Первомайского МР Ярославской области Тема:Ассамблеи Петра I Авторы: команда «Маргаритки» обучающиеся 11 а класса Руководитель:Синицына Л.П.
Цель детализированный анализ исторического и политического явления эпохи Петра I
Задачи Узнать, что такое ассамблеи и их историю; Познакомиться с правилами поведения молодых людей на ассамблеях; Узнать о всех тонкостях этих сборов (одежда, музыка, гости) Познакомиться с танцами эпохи Петра I
Что это? Ассамблея - это «вольное в котором доме собрание или съезд».., «делается не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить». Женщины впервые получили право посещать общественные собрания.
Это празднование введено Петром Великим в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года. Идея ассамблей была заимствована из форм проведения досуга, виденных им в Европе.
Подготовка к ассамблеям Ассамблеи распределялись между чиновными лицами, жившими в Петербурге. Сам государь назначал, в чьем доме должно было быть первой ассамблее. Хозяин дома, в котором будет проходить ассамблея, обязан был сообщить письмом другим знатным людям о времени и месте проведения.
Ассамблеи были зимним удовольствием, проходили не ранее 4-х часов дня и заканчивались не позднее 10 часов вечера. Хозяин должен только подготовить несколько комнат, предоставить столы, свечи, питье, еду и игры.
Этикет Этикет поведения на ассамблеи был регламентирован петровским указом. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно для дворян и членов их семей.
Указ Петра I. О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем
Перед появлением многонародным гостю надлежит быть: 1. Мыту старательно, без пропускания оных мест. 2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести. 3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе. 4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.
5. В освещённом зале возникнув вдруг - духом не падай, телом не дубей, напротив, - округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся. 6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна. 7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Рыси издревле почётна есть. 9. Ежели меры не знаешь - на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.
10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься. 11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.
12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка - они и это примечают. Hе сомневайся - таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь. 13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.
14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей. 15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.
16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней. За сим, с Богом, вперёд !!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.
Таким образом, чтобы стать постоянным посетителем ассамблей, нужно было знать и соблюдать правила гигиены и поведения в общественном месте.
Одежда эпохи Петра I Двубортный кафтан - мужской дворянский костюм. Пример- портрет графа Г.И. Головкина.
Детский дворянский костюм девочки, первой четверти 18 века. В моду вошли французские платья с глубоким вырезом на груди. Фигуру плотно затягивали в корсет. Пример - портрет цесаревны Натальи Петровны.
Детский дворянский костюм мальчика, первой четверти 18 века. Дворянство, чиновники, представители купечества стремились по моде одеть своих детей, которых впереди ждала новая жизнь. Портрет мальчика в охотничьем костюме.
Женский дворянский костюм. Платье по русскому обычаю застегнуто по горло, а руки обнажены по локоть модными европейскими рукавами. Пример - портрет М. Я. Строгановой.
Камзол - мужской дворянский костюм 18 века. Новыми эстетическими идеалами стали изящество и утонченность. Пример - Портрет графа П. А. Толстого.
Кафтан - мужской дворянский костюм. Указом от 4 января 1700 года дворянам и горожанам было предписано носить «венгерские кафтаны». Неизменным требованием стало отсутствие традиционных бород и ношение белого парика. Пример- портрет Г. Д. Строганова.
Платье парчовое - женский дворянский костюм начала 18 века. Пример- портрет Нарышкиной А.Я с детьми.
Платье парчовое - женский дворянский костюм первой четверти 18 века. Женское платье стало более сдержанным по цветовой гамме и включало в себя корсаж, шелковую юбку и верхнее платье - робу. Пример - портрет княжны А. А. Меншиковой.
Платье-роба - женский дворянский костюм начала 18 века. Особое внимание уделялось подведению глаз и ресниц, главный упор делался на выбеливание всего лица. Пример - портрет принцессы Софии Шарлоты.
Следовательно, мода того времени, хоть и была основана на европейских образцах, постепенно русифицировалась
Гости Вход на ассамблею был доступен каждому прилично одетому человеку, за исключением слуг и крестьян. Каждый мог являться с женою и с домочадцами. Петр приглашал на ассамблеи и духовных лиц.
Главным увеселением на ассамблеях считались танцы. Русское дворянство начинает старательно изучать иноземные танцы,но видоизменяли их на русский лад.
Ассамблеи, вечера и балы в Петровскую эпоху открывались церемониальными танцами.
Дамы и кавалеры стояли друг против друга,делали поклоны и реверансы. Затем первая пара делала круг влево и опять вставала на свое место. То же самое делала вторая пара. Церемониальные танцы танцевали иногда и по кругу.
Начало-польский танец.
За польским следовал менуэт.Своеобразным обычаем во времена Петра I был выбор "царицы бала". Менуэт Сцена из балета "Медный всадник" - выбор "царицы бала".
Затем Петр объявлял танец, именуемый «гросфатер». В нем участвовало очень много пар, и руководил им «маршал», избранный «царицей» ассамблеи.
Под звуки печальной мелодии пары медленно двигались друг за другом. Вдруг оркестр переходил на развеселый лад, и тогда дамы оставляли своих кавалеров и выбирали себе других. Брошенные кавалеры ловили убегающих дам, поднимался шум.
В небольших помещениях устраивали Kettentanz - танец- прогулка. После начинались танцы-игры. Во главе шуточных танцев нередко шёл сам Пётр I.
Выводы Ассамблеи были явлением европейским,но в петровское время русифицировались. Это явление относится не только к политической, но и к духовной сфере(развивались этикет, музыка,мода,танцевальное искусство) Женский пол постепенно уравнивался в правах с другими категориями людей России.
А вы хотели бы побывать на ассамблеях Петра I?