Автор опыта: Токарь Е.К. учитель математики МОУ «Гора-Подольская СОШ» Грайворонского района Белгородской области
Обоснование актуальности и перспективности опыта снижение интереса к математике у большинства детей, снижение уровня ее усвоения отсутствие стойких личностно-значимых мотивов, работающих на перспективу. ВЫВОД: формирование стойких мотивационных установок к использованию математических знаний во всех сферах деятельности и повседневной жизни является объективной необходимостью.
Условия возникновения опыта Контингент учащихся школы разнороден и представлен разными социальными слоями. Школа удалена от областного центра. Традиционное обучение не позволяет обеспечить учащимся в полной мере динамичное развитие их личности. Разный уровень интеллектуального развития школьников.
Теоретическая база опыта В основе работы лежат педагогические идеи выдающихся педагогов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения необходимо развитие творчества ученика. Использованы элементы технологий: теории личности как субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский), проблемного обучения математики в 5-11 классах (авторы Дж. Дьюи, А.М.Матюшкин и др.); развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов); информационных и здоровьесберегающих технологий. личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская).
Принцип проблемности. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Принцип взаимообучения. Принцип исследования изучаемых проблем. Принцип индивидуализации. Принцип самообучения. Принцип мотивации. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
Творческий характер учебно-познавательной деятельности Игровой характер проведения занятий Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов Факторы, побуждающие учащихся к активности
Технология опыта Методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя Учет возрастных особенностей учащихся. Использование на уроке ребусов, шарад, задач занимательного характера. Составление заданий различной степени трудности.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и учителям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым учащимся непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Сохраняют интерес к изучению математики; Успешно усваивают программный материал; Приобретают навыки самостоятельной работы. Уровень качества обучения стабилен. Результативность опыта Учащиеся
Название «ребус» от латинской пословицы: «Non verb is seed rebus»
Числа читаются «буквенно» 40 А СОРОК А
Несколько букв одновременно- числительные О О О ТРИ О ТРИО
Цифра под чертой – часть буквы (букв) КА 2 половина КА ПОЛ КА
, ВПЕРЕДИ отбрасывается 1- ая буква, ДОМ ОМ
После рисунка, отбрасывается последняя буква стол СТО,
Цифры над рисунком – порядок, в котором надо брать буквы К О Т Т О К
Перевёрнутый рисунок – слово читать справа налево К О Т Т О К
Над рисунком перечёркнутая цифра или буква – убрать соответствующую по счёту букву 3 ЛАМПА ЛАПА
Перечеркнутая буква и сверху или рядом другая- заменить букву Буква = букве – заменить букву О И или О = И КОТ КИТ
Буква внутри буквы- предлог «В» ЛяЛя В О ЛЯ
Буква с буквой предлог «С» О с А О С А
Буква над буквой – предлоги НА, НАД, ПОД В АЗ Л АЛ К Е Под В ал на К аз над Е л ПОДВАЛ НАКАЗ НАДЕЛ
Предлог «ИЗ» Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б из Б А Б Б ИЗБА Б
Предлог «ПО» Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т По Р т ПОРТ
Предлоги «ЗА», «У» Р КА за Р я Щ у КА ЗАРЯ ЩУКА
Разгадайте математические ребусы Показатель НаклоннаяПодобие СтереометрияТеорема Пифагора Теорема Отрезок Задача
1- НАЗВАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА 2-ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ 3- ЧУВСТВА, КОТОРЫЕ ВЫ ИСПЫТАЛИ 4- ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ 5- ПОЖЕЛАНИЯ