Исследовательский и проектный метод в обучении Педагогический совет
В.А. Сухомлинский «Проблема творчества – один из участков педагогической целины»
Н.Г Чернышевский «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».
Повестка дня Итоги успеваемости за 1 четверть 2010– 2011 учебного года. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения. Деятельный метод в обучении как главное условие реализации ФГОС. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время. (учитель истории Евсеева О.Н.) Формы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы. Анализ проведенного анкетирования по выявлению профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС НОО.
Итоги успеваемости в I четверти 2010 – 2011 учебного года
Сравнительный анализ первой четверти 2009 – и 2010 и текущего учебного годов показывает, что качество знаний осталось на прежнем уровне и составляет 35%.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования – в стадии доработки (после внесения проекта в Совет при Министерстве в мае 2010 года); 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – октябрь 2010 года)
ФГОС должен обеспечивать: – единство образовательного пространства Российской Федерации; – преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования;
ФГОС включает в себя требования к: – структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса; – условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; – результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
ФГОС является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания
Требования к структуре –основная образовательная программа – целостный документ пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы учебный план программа формирования универсальных учебных действий программы учебных предметов программа духовно-нравственного развития, воспитания программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов –внеурочная деятельность время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов (учебные занятия: не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.)
Требования к структуре Зафиксированы требования к: количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов); содержанию каждого из разделов; соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности
Для обеспечения введения ФГОС необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: создание нормативного обеспечения введения ФГОС; создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС; создание организационного обеспечения введения ФГОС; создание кадрового обеспечения введения ФГОС; создание информационного обеспечения введения ФГОС; создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.
Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС: разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально- техническое обеспечение и т. п.); приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС: определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками; определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС: разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Деятельностный подход как главное условие введения ФГОС Евсеева О.Н. – учитель истории. Метод помогает найти недостающую информацию - ядро, дойти до истины. Учит находить несколько вариантов решения проблемы. Развивает умение излагать свои мысли, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.
Деятельностный подход как главное условие введения ФГОС «Метод позволяет ученикам почувствовать напряженность поиска и радость открытия. Ученик, испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. В этом большое воспитательное и развивающее значение исследовательского метода». Сорокина Н.Л. – учитель математики
Деятельностный подход как главное условие введения ФГОС «Преимущество исследовательского метода обучения в развитии интереса и самостоятельности, повышении качества успеваемости, развитии творческих способностей, эстетического вкуса». Сорокина Н.В. – учитель начальных классов.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе