Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Учителя информатики Богачёва Г.В. Мочалова М.В.
Современные профессии становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии предъявляют возрастающие требования к интеллекту работников. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление.
Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т.е. то, что и происходит при информационно- логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
П ОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково–символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно–графические или знаково– символические) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
В программу 9 класса входит тема «Моделирование», в которой изучаются общие понятия моделирования (модель, система), классификация моделей по разным признакам. При изучении этого материала дети учатся строить различные информационные знаковые модели – табличные, графические, статические и динамические, исследуют эти модели с помощью экспериментов, что позволяет оценить правильность построения модели и изучить исследуемое явление или процесс (например, равноускоренное движение).
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ : анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей; установление причинно –следственных связей; анализ результатов моделирования с целью принятия решения;
построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и решение проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ :
Программирование (5- 6 классы, 9-11 классы) как вид человеческой деятельности требует специфического алгоритмического стиля мышления. В отличие от управления тут не так важна скорость реакции или наблюдательность человека. Основу алгоритмического стиля мышления составляют умение планировать длинные последовательности действий, ясно и чётко записывать их в виде программ, умение предвидеть их последствия и предусматривать все условия, которые могут возникнуть при выполнении программы.
Логика – это наука, которая развивает умение последовательно мыслить, доказательно рассуждать, строить гипотезы, опровергать неправильные выводы. Систематическое овладение азами этой невозможно без решения логических задач. Информатика – одна из наиболее востребованных инновационных дисциплин школьной подготовки, которая входит в число основных курсов, способствующих развитию логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование у учащихся приемов интеллектуальной деятельности в условиях информатизации.
Актуализация содержания логики, математики и математической логики обусловлена тем, что их основные категории подводят обучаемых к пониманию сути информатики и информационных технологий. Изучение основных законов логики способствует развитию логического мышления у учащихся, а знание этих законов и умение применять их на практике – более качественной общеобразовательной подготовке, в том числе и информационной.
осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи; П ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД Выпускник научится:
П ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Выпускник научится: