Школьное научное общество « Фотон» МКОУ Курловская СОШ 2
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Важнейшая задача учебно-воспитательного процесса: успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда Школа - важный ресурс, обеспечивающий переход России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, предотвращающий отставание страны от мировых тенденций экономического и общественного развития Школа - важный ресурс, обеспечивающий переход России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, предотвращающий отставание страны от мировых тенденций экономического и общественного развития
Важна не истина, важна до истины дорога. М. Дудин Не существует сколько- нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе Не существует сколько- нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе А.Н. Комогоров А.Н. Комогоров Будущее в руках школьного учителя» Будущее в руках школьного учителя» В. Гюго В. Гюго
« В поисках активных форм обучения и личностной ориентации образования педагоги все чаще обращаются к учебно- исследовательской деятельности школьников, обеспечивающей их «соучастие» в истине, адекватную традиционному предметному преподаванию степень авторства и креативности учащихся в приобретении знаний основ наук» « В поисках активных форм обучения и личностной ориентации образования педагоги все чаще обращаются к учебно- исследовательской деятельности школьников, обеспечивающей их «соучастие» в истине, адекватную традиционному предметному преподаванию степень авторства и креативности учащихся в приобретении знаний основ наук» М.Н. Арцев М.Н. Арцев
использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции; использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции; расширение социального опыта школьника в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения; расширение социального опыта школьника в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения; организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке; организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке; реализация полученных знаний, умений и навыков в практически социальной и личностно значимой деятельности во внеурочной деятельности; реализация полученных знаний, умений и навыков в практически социальной и личностно значимой деятельности во внеурочной деятельности;
ШНОУ- это: Школьное научное общество учащихся (ШНОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся, способных к научному поиску и научной исследовательской деятельности, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Школьное научное общество учащихся (ШНОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся, способных к научному поиску и научной исследовательской деятельности, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
привлечение учеников к исследовательской деятельности и развития их творческих способностей; привлечение учеников к исследовательской деятельности и развития их творческих способностей; содействие в профессиональной ориентации содействие в профессиональной ориентации выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач. выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач.
Задачи ШНОУ: Задачи ШНОУ: Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка учебно-исследовательской работы в школе; Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка учебно-исследовательской работы в школе; Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятиям исследовательской деятельностью; Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятиям исследовательской деятельностью; Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях. Устав ШНОУ « Фотон» Положение об учебно- исследоват ельской работе учащихся Положение о научно- практическ ой конференции
Гипотеза: Создание в условиях общеобразовательной школы научного общества приведет к развитию и реализации интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся, позволит привлечь их к результативному участию в интеллектуальных мероприятиях разного уровня. Создание в условиях общеобразовательной школы научного общества приведет к развитию и реализации интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся, позволит привлечь их к результативному участию в интеллектуальных мероприятиях разного уровня.
Предполагаемая модель ШНОУ Младшие школьники (1-3 класс) Школьники среднего звена (5-7 класс) Старшеклассники (8-11 класс) Цель: раскрытие интересов, выявление способностей учащихся, мотивация к исследовательской деятельности, обусловленная интересом к выбранному предмету. Цель: воспитание творческих способностей, саморазвитие личности учащегося, создание мотивации на самоутверждение. Цель: Развитие и формирование опыта научного творчества, создание мотивации к исследовательской деятельности, значимости данного знания для будущего профессионального выбора. Некатегорийные творческие работы (сочинения-описания по картинам, доклады, информативные рефераты, исследования на основе ситуативных опытов, экспериментов). Некатегорийные творческие работы (эссе, доклады, рефераты) и категорийные творческие работы (начальные исследования, эксперименты, требующие длительного времени) Категорийные творческие работы (исследования, основанные на изучении мнения различных авторов по теме работ, исследования источников, ранее не подвергавшихся в научной литературе анализу), экспериментальные работы. Организационно-массовые мероприятия НИР во внеурочное время Интеллектуальные игры, брейн-ринги, выставки творческих работ и т.д. Участие в интеллектуальном марафоне, школьных, областных Российских и пр.олимпиадах и конференциях (по своим возрастным группам), конкурсах и проектах.
Структура школьного научного общества учащихся Руководитель ШНОУ Руководитель ШНОУ СОВЕТ ШНОУ председатель кафедры кафедры (руководители кафедр и старосты) (руководители кафедр и старосты) математическая историческая филологическая естественно-научная математическая историческая филологическая естественно-научная
Направления работы ШНОУ Направления работы ШНОУ Индивидуальная исследовательска я деятельность Коллективные формы деятельности Массовые формы Проектирование Анкетирование Работа с литературными источниками Эксперимент в лабораторных условиях Работа в архивах Наблюдения в природе Лекции Экскурсии Семинары Проекты Социологические опросы Олимпиады Конкурсы Научно-практическая конференция
Вопросы для диагностики педагогов Вопросы для диагностики педагогов 1. Используют ли ученики дополнительную литературу при подготовке к уроку по Вашему предмету? 1. Используют ли ученики дополнительную литературу при подготовке к уроку по Вашему предмету? 2. Рекомендуете ли Вы учащимся дополнительные материалы: научные статьи, журналы, книги? 2. Рекомендуете ли Вы учащимся дополнительные материалы: научные статьи, журналы, книги? 3. Выступают ли ученики с докладами и рефератами по изученной литературе на уроках, внеклассных мероприятиях? 3. Выступают ли ученики с докладами и рефератами по изученной литературе на уроках, внеклассных мероприятиях? 4. Умеют ли учащиеся работать с дополнительной литературой и другими источниками информации? 4. Умеют ли учащиеся работать с дополнительной литературой и другими источниками информации? 5. Считаете ли Вы, что в классах, в которых Вы работаете, есть учащиеся, которые хотели бы участвовать в научно-исследовательской работе по Вашему предмету? 5. Считаете ли Вы, что в классах, в которых Вы работаете, есть учащиеся, которые хотели бы участвовать в научно-исследовательской работе по Вашему предмету? 6. Что, по Вашему мнению, необходимо изменить в работе НОУ ( Дополнить)? 6. Что, по Вашему мнению, необходимо изменить в работе НОУ ( Дополнить)? 7. Какие кафедры, на Ваш взгляд, необходимо еще включить в работу НОУ? 7. Какие кафедры, на Ваш взгляд, необходимо еще включить в работу НОУ? 8. Считаете ли Вы необходимым для себя вовлекать учащихся в научно – исследовательскую деятельность? 8. Считаете ли Вы необходимым для себя вовлекать учащихся в научно – исследовательскую деятельность? 9. В какой форме, на Ваш взгляд, должен проходить отчет о научно – исследовательской деятельности учащихся? 9. В какой форме, на Ваш взгляд, должен проходить отчет о научно – исследовательской деятельности учащихся?
Планируемые образовательные результаты: Увлеченность коллектива учителей и учеников общей идеей сотворчества; Увлеченность коллектива учителей и учеников общей идеей сотворчества; четкая организация процесса исследований, с координацией на каждом этапе; четкая организация процесса исследований, с координацией на каждом этапе; школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы; школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы; возможность публикации наиболее интересных работ на школьном сайте, в научных сборниках и периодической печати; возможность публикации наиболее интересных работ на школьном сайте, в научных сборниках и периодической печати; участие в районных, областных конференциях и семинарах; участие в районных, областных конференциях и семинарах; учащиеся получают возможность познакомиться с вузами области, выбрать свой профессиональный путь; учащиеся получают возможность познакомиться с вузами области, выбрать свой профессиональный путь; проекты и материалы школьных научных исследований становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов школы; проекты и материалы школьных научных исследований становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов школы; способствование решению ряда социальных проблем (профилактика правонарушений, воспитание толерантности, стимулирование возвратной миграции выпускников. способствование решению ряда социальных проблем (профилактика правонарушений, воспитание толерантности, стимулирование возвратной миграции выпускников.
Результаты работы ШНОУ ФИО учащегося Районный уровень Областной уровень Котова Анастасия, Муравская Анастасия. « Воздействие водных, социальных, климатических факторов на экосистему малых рек» Грамота за участие Международный конкурс на лучший учебный проект «Природа. Человек. Страна» Гладилкина Марина «Арифмометр Чебышева» Грамота за участие Ежегодные математические чтения
Спасибо за внимание!