Директор МОУ лицей 1
Проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его. Фридрих Ницше. Зубрежка, подкрепляемая бесконечным повторением... калечит интеллект тем вернее, как это ни парадоксально, чем «умнее» усваиваемые истины Ильенков Э.В. 2+2 ?
1)Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3)Выявление места и причины затруднения. 4)Построение проекта выхода из затруднения. 5)Реализация построенного проекта. 6)Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8)Включение в систему знаний и повторение. 9)Рефлексия учебной деятельности.
На начальных этапах освоения деятельностного метода можно использовать приёмы проблемного введения новых знаний, накопленные в теории проблемного обучения. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
обеспечение достаточной мотивации, способной вызывать интерес к решению проблемы; обеспечение посильной работы с возникающими на каждом этапе проблемами; значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого; необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказываниям учащегося относятся с вниманием и поощрением.
создание проблемной ситуации подводящий диалог сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма.
1) Развития мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений 2) Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. 3) Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать не стандартные проблемы 1) Обеспечение учащемуся с учётом индивидуальных способностей и личностных качеств условий для успешного выполнения задания, заинтересованность его самим познавательным процессом. 2) Активизация мыслительной деятельности, осознание учащимися процесса познания как решения проблем; 3) Усвоение обобщённых способов решения проблем, способом исследования; 4) Более прочное усвоение знаний
Тип проблемной ситуации Тип противоречияПриемы создания проблемной ситуации С удивлениемМежду двумя или более фактами Одновременно предъявить противоречивые факты, теории. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием. Между житейским представлением учеников и научным фактом Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией С затруднениемМежду необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание невыполнимое вообще. Дать практическое задание, несходное с предыдущим. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель. Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики. Третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.
Побуждение к осознанию противоречийПобуждение к формулированию учебной проблемы Прием 1 о фактах: Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: что вас удивило? Сколько существует точек зрения? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Прием 2 Сколько же в нашем классе мнений? Прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается ? Чем это задание не похоже на предыдущие? Прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?
o Задача1 «Тетрадь стоит 2рубля.Сколько стоят 5 тетрадей? » o ( =10) o Задача2 «На одно платье пришивают 8 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 780 платьев?» o ( …)? Тема: Умножение (2 класс)
Дан ряд однозначных и многозначных чисел: 8,10, 3, 4, 21, 48, 5, 9, 11 Выписать в столбик ряд однозначных чисел и умножить их на 7; Выписать в другой столбик двузначные числа и тоже умножить их на 7; Тема: Умножение двузначного числа на однозначное (2 класс. )
сравнить углы а b c d e Тема: Сравнение углов (3 класс)
Равны ли суммы углов этих треугольников? A B CO N D
ПобуждающийПодводящий Структураотдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки мысль ученика делает скачок к неизвестному переживание учеником чувства риска возможны неожиданные ответы учеников прекращается с появлением нужной мысли ученика пошаговое, жесткое ведение мысли ученика переживание учеником удивления от открытия в конце диалога почти не возможны неожиданные ответы учеников не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщении Результат развитие творческих способностейразвитие логического мышления
44 : 4 56 : 4 72 : : : : 4 - Сравните два столбика выражений: 28 : 4 32 : 4 36 : 4 Тема: « Деление многозначного числа на однозначное» (3 класс) -Сравните с предыдущими новый столбик выражений : - Чем этот столбик похож на предыдущие? - Чем новые выражения отличаются от предыдущих? - Какова тема урока?
Станция «Примерная»
Задачи с не сформулированным вопросом; Задачи с недостающими данными; Задачи с излишними данными; Задачи с несколькими решениями; Задачи с меняющимся содержанием; Задачи на логическое мышление; Типы задач:
Уважаемые коллеги, пожалуйста, выскажете своё мнение закончив предложение: 1.Положительным моментом в данном выступлении является__________ ______________________________ 2.Думаю надо подумать___________________________ ________________________ С п а с и б о з а в н и м а н и е !