КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 7 КЛАСС ГОУ школа-интернат «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»
Тема 2 «ХРАМЫ И ГРОБНИЦЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА"
Искусство Древнего Египта, находясь на службе у фараона, подчинялось культу богов и культу мертвых. Это особенно ярко выражается в архитектуре – ведущем виде искусства. Скульптура и живопись подчинялись архитектуре. Древний Египет был очень богат камнем различных пород, а дерево, как привозной материал, было очень дорогим. Не случайно Египет дал миру поразительные образцы каменной пластики и архитектуры. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные сооружения: гробницы пирамиды, храмы, обелиски, колонны).
Египетская архитектура отличалась: геометризмом форм, строгой симметрией, ритмическим повторением образов, огромными размерами, несоизмеримыми с фигурой человека. Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение строительству погребальных сооружений, домов вечности. Ведь что такое земная жизнь против вечности? Для фараонов сооружали пирамиды, для вельмож Мастаба, а для бедных крестьян насыпь из песка. Возводились эти сооружения на западном берегу Нила, там, где заходит Солнце, в царстве мертвых. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА -пирамида, гробница, мастаба
Мастаба (от араб. скамья) служила гробницей для знати и была предшественницей пирамид. По форме она представляла собой срезанную пирамиду и действительно напоминала «скамью для великанов» с наклонными стенами, которые свидетельствуют о происхождении мастабы от песчаной могильной насыпи. Мастаба состояла из двух основных частей: наземной и подземной. Подземная погребальная камера находилась на глубине от 2 до 20 м. Здёсь помещался саркофаг с мумией и погребальная утвари. В наземной части размещалось помещение для заупокойного ритуала молельня, которая находилась в восточной части мастабы. Она имела «ложные» двери для духа умершего и так называемый сердаб помещение для статуи умершего. Располагались мастабы правильными рядами, часто окружая пирамиды фараонов.
Заупокойный храм Ментухотепа I представлял собой две ступенчатые террасы, окруженные крытыми колоннадами. В центре верхней террасы на крыше храма стояла маленькая пирамида с основанием 20х20 м. За храмом начинался небольшой двор с колоннадой и в нем был укрыт вход в погребальную камеру. СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО Правитель Среднего царства Ментухотеп I свою гробницу решил построить на западном берегу Нила, напротив своего дворца, расположенного на восточном берегу реки, на месте сегодняшнего Дэйр-эль-Бахри. Эта гробница объединила традиции древних строителей пирамид и местные обычаи погребения в глубине скалы.
Архитектурный ансамбль гробницы фараона Ментухотепа I единственный в своем роде. Цари следующей XII династии Среднего царства возвратились к традициям Древнего царства и продолжили строительство пирамид к югу от Саккары в Дашуре. Но это были уже не «каменные горы», а «горы из щебня и глины», которые представляли собой каменный каркас, заполненный каменной крошкой, кирпичом и даже песком. Долина царей, расположенная за гробницей фараона Ментухотепа I, превратилась в постоянное место погребения фараонов Нового царства, которые старались скрыть место своей гробницы. Сама гробница и заупокойный храм фараона теперь были разделены. Храм строили на границе пустыни и плодородной земли.
Внутренняя отделка храма царицы Хатшепсут поражает богатством и изысканностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из черного дерева, золоченые и посеребренные плиты пола прекрасно сочетаются с раскрашенными рельефами на стенах. Дорога восхождения к храму вела с берега Нила через аллею сфинксов и обелисков. Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производит впечатление величия и торжественности. Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.
Исключением из этого правила служит только самое первое сооружение такого типа. Это заупокойный храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-эль-Бахри, построенный на скальной террасе архитектором Сененмутом, рядом и по подобию ансамбля гробницы Ментухотепа I. Этот гигантский храм представляет собой три террасы, возвышающиеся друг над другом. Рельефы храма рассказывают о рождении Хатшепсут от брака ее матери, царицы Яхмос, с богом Амоном.
Всесторонне продумывалось и строительство заупокойных храмов в честь богов. Храмы- святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в период Среднего и Нового царств. Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре, который был возведен по обеим сторонам Нила недалеко от города Фивы бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. НОВОЕ ЦАРСТВО
Устройства храма нового царства А перистиль Б гипостильный зал (греч. «поддерживаемый колоннами») В святилище Г статуи фараонов Д обелиски Е аллея сфинксов Ж пилоны
ХРАМ В КАРНАКЕ Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона, хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый просторный в мире храм с колоннами. (Исследователи считают, что он мог бы вместить знаменитый парижский собор Нотр-Дам.) Он состоит из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков. Гипостильный зал имел длину 102 м и ширину 53 м. Тридцать четыре колонны 23- метровой высоты гордо бросают вызов векам. Их верхняя часть (капители) имеет в окружности около 15 м там свободно могли бы разместиться 50 человек.
ЛУКСОРСКИЙ ХРАМ Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада. Она имеет 260 м в длину. Здание храма, казалось, превращено в строгий строй гигантских папирусов. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков ныне украшает площадь Согласия в Париже. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги
Абу-Симбел жемчужина египетского зодчества Последнему великому фараону Египта Рамсесу II (XIII в. до н. э.) принесло подлинную славу и бессмертие строительство храмового комплекса в Абу-Симбеле, в верхнем течении Нила. Два высеченных в скалах храма, малый и большой, действительно необычны по своей архитектуре. Ансамбль образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону и трем богам Атону, Ра и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса Нефертари. Храмы ориентированы на Восток, и первые лучи Солнца проникают сначала в первый зал с четырьмя гранными столбами и осирическими статуями фараона, затем во второй. И лишь дважды в год, достигая святилища, выхватывают из мрака статуи Амона, Ра и Рамзеса. Птах, создатель мира, должен был вечно пребывать во мраке.
Храм Рамзеса II в Абу Симбле
Позднее царство в истории Древнего Египта время тяжелых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды. ПОЗДНЕЕ ЦАРСТВО
Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым после Карнакского храма. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина составляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Гора из черного гранита. Позади статуй высится наружная стена храма, украшенная огромными рельефными фигурами Гора и Хатор. Большой двор храма с трех сторон окружен колоннами. Стены, потолки, колонны и лестницы внутренних помещений украшены прекрасными барельефами.
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС НА ОСТРОВЕ ФИЛЕ